Американцы использовали тягу к воровству в качестве мощного средства пропаганды

55 лет назад москвичам впервые показали, как живут при капитализме

24.07.2014 в 21:09, просмотров: 1890

Летом 1959 года в Москве гостила сказка. Начиная с 24 июля на протяжении нескольких недель жители «первого в мире государства рабочих и крестьян» могли увидеть, потрогать, услышать удивительное и небывалое. Для этого нужно было лишь попасть в парк Сокольники, где работала Национальная выставка США.

Американцы использовали тягу к воровству в качестве мощного средства пропаганды
фото: Александр Добровольский

После нескольких десятилетий жизни за «железным занавесом» наши папы-мамы, дедушки-бабушки увидели лучшие образцы «американского образа жизни». Для простых советских граждан это был сокрушительный удар по психике. У нас выросло целое поколение людей, «травмированных» той первой за всю историю СССР «штатовской» выставкой.

Конечно же, столь масштабный акт «капиталистической пропаганды» не мог случиться без личного одобрения Хрущева. Именно Никита Сергеевич разрешил осуществить столь необычный международный бартер: советская выставка едет в Нью-Йорк, а американцы показывают свои «штучки» в Москве.

Их экспозицию решено было развернуть в парке Сокольники. Уже за полгода до открытия в Белокаменную начали прибывать первые контейнеры с импортным оборудованием и материалами, приехали бригады специалистов из США.

Засада на вождя

Главным зданием для размещения экспозиции должен был стать «геодезический купол», – огромный павильон, созданный по проекту известного американского архитектора Фуллера. Его привезли в разобранном виде в Москву. Монтажом занимались сами американцы, но для выполнения второстепенных заданий они решили нанять дешевых подсобных рабочих из числа москвичей. – Такая экономия вышла боком.

Многие тогда откликнулись на американские приглашения поработать, – рассказывал автору этих строк старожил Сокольников Михаил Козлинский. – Им выдали красивую спецодежду, а, главное, чемоданчики с набором фирменных инструментов. Там были «заморские» дрели, ключи, отвертки... Ну кто же из наших работяг смог бы остаться равнодушным при виде такого богатства?! Само собой, уже через пару дней весь инструмент растащили. Пришлось «штатовцам» срочно, самолетом завозить новые комплекты. Всех прежних подсобников они выгнали, набрали вместо них новый «контингент» и усилили охрану строительства павильона.

фото: Александр Добровольский

Торжественная церемония открытия состоялась 24 июля 1959 года. Символическую ленточку при входе в «купол» торжественно перерезали Никита Хрущев и тогдашний вице-президент США Ричард Никсон. После этого американцы повели Никиту Сергеевича и прибывших вместе с ним советских руководителей на экскурсию по выставке. Центральные газеты на следующий день сообщили: «В процессе осмотра экспонатов между сторонами произошел оживленный обмен мнениями». За столь обтекаемой формулировкой скрывалось то, что назвали потом «кухонными спорами».

Наталье Борисенко рассказывал об этом эпизоде ее отец, работавший в дирекции выставки и присутствовавший при этом «высочайшем смотре»:

– Никсон пригласил Хрущева полюбоваться на «образцовый дом средней американской семьи». Как только они оказались на «образцовой кухне» этого «дома», вице-президент США собственноручно выжал апельсин с помощью электрической соковыжималки и угостил соком советского лидера. Потом подвел его к бытовой микроволновке (подобный аппарат американцы демонстрировали на выставках впервые). «Второе лицо» Соединенных Штатов попыталось как можно доступнее объяснить Никите Сергеевичу, что это такое: «Ставим внутрь, к примеру, стакан с остывшим кофе и уже через минуту он снова горячий!» 1-й секретарь ЦК КПСС удивился, конечно, но, не желая «уронить престиж страны», решительно отверг «заморское чудо»: «А зачем нашим советским людям такая штука? Если понадобится что-то разогреть, они воспользуются обычной печкой или газовой плитой!»

фото: Александр Добровольский

Однако настырные американцы продолжали демонстрировать все новые и новые свои «технические козыри»: суперсовременную акустическую систему, стиральные машины, холодильники... Они представили в экспозиции даже первые, экспериментальные еще, образцы аппаратуры для цветного телевидения (в Москву их привез, к слову сказать, знаменитый изобретатель-«телевизионщик» В. Зворыкин, эмигрировавший из России после революции и работавший в Америке).

Хрущев, в конце концов, не выдержал – «завелся» и стал доказывать, что наша жизнь, наш общественный строй все-таки лучше: «Можно порадоваться успехам талантливого и трудолюбивого американского народа, но мы тут тоже не мух ноздрей бъем!» Переводчику Юрию Лепанову, сопровождавшему Никиту Сергеевича, было очень непросто передать американцам смысл такой словесной импровизации «хозяина». Однако дальше последовал еще более «эксклюзивный» словесный пассаж, оказавшийся увековеченным в истории. В пылу возникшего между советским и американским лидерами спора, Хрущев гаркнул: «Мы вам покажем кузькину мать!» (Пришлось Лепанову изворачиваться и смягчать эту угрожающую фразу: «...покажем что есть что!») « – Дайте нам еще 7 лет, и мы будем на таком же уровне, как Америка! – рубил кулаком воздух Никита Сергеевич. – А дальше – пойдем вперед и вас обгоним!..»

фото: Александр Добровольский

Под конец экскурсии хитрые янки приготовили для советского «президента2 еще один сюрприз: «Господин Хрущев, не хотите ли вы посмотреть на экране все, что здесь только что происходило?» Нашему вождю и его свите опять пришла пора удивляться: им был продемонстрирован в действии первый промышленный образец видеомагнитофона. Все перипетии «кухонных споров» американцы снимали телекамерой и вот теперь прокрутили это «кино» его главному герою. Хрущева увиденное не просто поразило, но и раздосадовало. Он увидел себя со стороны в достаточно нелепом и даже смешном виде.

А американцы продолжили атаку: «Можно ли показать эту хронику по вашему телевидению?» – Делать нечего, пришлось Хрущеву соглашаться. Впрочем это обещание он выполнил далеко не полностью. Советское TV продемонстрировало через неделю только небольшой фрагмент американской пленки, да и то лишь для столичных телезрителей.

«Шевроле» для хозяина пивной

Для граждан билеты на американскую выставку в кассах не продавались. Их распространяли по организациям и предприятиям, а там местные профсоюзные и партийные ячейки раздавали – совершенно бесплатно! – самым проверенным и «достойным».

И все-таки даже «необилеченная» публика умудрялась проникать в заветные павильоны. Под забором, огораживающим парк Сокольники, появились в те дни многочисленные лазы-подкопы, которыми пользовались «нелегалы» самых разных возрастов – вплоть до седобородых старцев. Некоторых из них милиция все-таки отлавливала и выдворяла, но многие все-таки проскакивали и, смешавшись с толпой «правильных» граждан, шли к «геодезическому куполу». На пути к нему стояли американские ребята-волонтеры и вручали каждому памятные сувениры: значок и проспект выставки на русском языке.

фото: Александр Добровольский

Первый «удар по мозгам» ожидал посетителей уже на входе в центральный павильон. Там была установлена «умная» электронная машина, с помощью которой можно было получить любую информацию о выставке. Сейчас-то подобные информационно-справочные системы широко распространены, а тогда это было настоящее чудо техники – первый образец на базе бытового компьютера IBM, привезенный в СССР.

Пройдя внутрь выставочного зала, большинство мужчин сразу же устремлялось к стендам, где демонстрировались автомобили американских фирм. Привыкшие к скромному ассортименту и столь же скромному дизайну отечественных «моторов» люди просто не верили своим глазам: перед ними на стендах красовались огромные, роскошные лимузины, выполненные в стиле модного тогда на западе «барокко», — с панорамными лобовыми стеклами, с хромированными «клыками» на бамперах, с хитро изогнутыми задними крыльями (их прозвали «акульими плавниками»)... Не в силах отойти от какого-нибудь «Кадиллак-Эльдорадо», выкрашенного в фантастически-красивый цвет «синий аргайль», наш передовик соцтруда невольно задавался вопросом: а у нас? а мне?..

Анастасия Варшавская, участвовавшая в обслуживании работы выставки, вспоминала позднее, как однажды в советскую дирекцию буквально вломился какой-то весьма габаритный товарищ:

– Это был шахтер с Донбасса. Он принес с собой брезентовый рюкзак, набитый пачками советских денег. Подошел и вывалил их на стол одной из сотрудниц: вот, мол, получите, хочу купить у вас одну из тех машин, которые выставлены в павильоне... Его огорчили, сообщив, что американские автомобили за рубли пока не продаются...

Большинство из двух десятков машин, привезенных на выставку, после ее окончания оказались в гаражах высокопоставленных советских чиновников. Белоснежный «Плимут Бельведер» передали киностудии «Мосфильм» – для использования эффектной «не советского вида» машины в съемках эпизодов фильмов, происходящих, согласно киносценарию, «на капиталистическом западе». А «фермерский грузовичок» «Шевроле-Апач», якобы, передали некоему передовому совхозу в Подмосковье.

фото: Александр Добровольский

Еще несколько американских «выставочных» авто были приобретены «простыми советскими гражданами», – их по великому блату купили столичные «бизнесмены». «Один из легковых «Шевроле» сумел приобрести для себя знаменитый на все Сокольники Семен Палыч, – вспомнил Михаил Козлинский. – Он в послевоенные годы был директором очень популярной среди местного населения пивной, которая располагалась неподалеку от главного входа в парк. Ее так и называли тогда: «Семен Палыч».

Заокеанская халява

В числе главных «гвоздей» американской выставки было бесплатное угощение посетителей «пепси-колой». Она стала фактически первым прохладительным напитком зарубежного производства, который могли отведать граждане Страны Советов. Открывал эту дегустационную программу все тот же Хрущев. Во время экскурсии Никсон подвел его к стенду компании «Пепсико», и там Никиту Сергеевича угостили пенистой «колой». Щелк! Щелк! – Кадры, сделанные американскими фотокорреспондентами, разошлись по всем агентствам новостей, и уже через день ведущие газеты мира опубликовали снимки, на которых советский лидер держит в руках фирменный стаканчик с «пепси».

– Но Хрущеву этот прохладительный напиток не понравился, – рассказала Наталья Борисенко. – Отец не раз со смехом вспоминал, что, отхлебнув из бумажного стакана, Никита Сергеевич откровенно скривился: «Гуталином воняет! Видно, гонят они ее, эту «пепси», из мази обувной!» А потом добавил: «Наш «боржом» гораздо лучше. Попробуйте-ка!» – И тут же, словно по волшебству, охранники откуда-то притащили целый ящик с бутылками «Боржоми»... Ворошилов тоже американское питье не одобрил, а вот Микоян с видимым удовольствием осушил стаканчик до дна...

Среди простых посетителей выставки дегустация «пепси-колы» вызвала настоящий ажиотаж. Возле стенда постоянно собиралась толпа, милиция с трудом выстраивала жаждущих заморской «халявы» в очередь. Многие уносили с собой уже опустошенные бумажные стаканчики с эмблемой фирмы в качестве сувенира. Некоторые «натренированные на выпивке» мужики по привычке норовили «хлопнуть» содержимое бумажной тары одним махом и потом долго прислушивались к себе, «ловя ощущения». Богобоязненные бабульки украдкой крестили «заморское пойло» перед тем, как его отведать... Народная молва распространяла историю об одной героической женщине, умудрившейся несколько раз подряд выстоять огромную очередь и получить в итоге аж пять стаканчиков «пепси», которые она бережно переливала в прихваченный с собой термос, чтобы отвезти своим детям в подмосковную деревню...

Среди прочих «прибамбасов» американцы привезли на выставку картины своих современных художников и множество полиграфической продукции.

«Продвинутые» столичные эстеты взахлеб обсуждали увиденные в Сокольниках работы абстракционистов. А библиофилы штурмовали стенды с образцами книг. Здесь были альбомы с репродукциями и фотографиями, произведения американских писателей и даже сочинения русских эмигрантов! Конечно, основная часть книг – на английском, но некоторые изданы на русском языке. Дорвавшиеся до запретного прежде печатного слова книголюбы не просто листали томики, взятые со стендов, некоторые прямо тут же, пристроившись в уголке, погружались в чтение.

– Некоторые посетители украдкой прятали понравившиеся книжки в карманы, за пазуху и уходили с ними, – рассказала Наталья Борисенко. – Причем в числе таких похитителей была не только молодежь, но и люди вполне респектабельные – научные сотрудники, институтские профессора... Американские гиды, работавшие в этом отделе, делали вид, что не замечают подобного воровства и только время от времени пополняли пустеющие полки новыми порциями книг (видимо, привезли их с запасом, заранее рассчитывая на такое поведение советской публики). Зато наши «органы» не могли мириться с подобным проявлением «антисоветской агитации». Среди посетителей, толпившихся возле книжных стендов, постоянно находилось несколько «товарищей в штатском», которые и брали на заметку всех «несунов». На выходе с выставки их останавливали милиционеры, и, отобрав похищенное, препровождали в ближайшее отделение милиции. Там составляли протокол о правонарушении, а все изъятые книги вечером, после завершения работы выставки, наши сотрудники аккуратно ставили на полки, откуда их утащили. Американцев подобный «феномен» очень удивлял, – они никак не могли взять в толк, каким образом унесенная посетителями литература оказывается вновь на стенде.

Выносить пытались не только книги. Народ действовал по принципу: «раз нельзя купить – придется стащить!» Не смотря на усиленный контроль, ловкачи из числа посетителей умыкнули едва ли не половину пачек с американскими сигаретами, выложенных на стенде красивой пирамидой... Из витрины исчезли один за другим все шесть привезенных американцами экземпляров знаменитой на весь мир игры «Монополия». Хотя все надписи на игровом поле, на фишках, на игровых карточках были сделаны по-английски, это не остановило похитителей в стремлении присвоить такую забаву.

Пластинки с записями музыкантов из США тоже пользовались повышенным интересом у посетителей, особенно-- из числа молодежи. Удержаться от соблазна прихватить с собой диск какого-нибудь крутого американского джаза было очень трудно. Впрочем, американские гиды время от времени сами выступали в роли «добрых волшебников» и дарили некоторым счастливчикам заветные пластинки или упаковки со жвачкой. (Такая «благотворительность» вызывала бурю возмущения в официальной советской прессе: «Это же самая настоящая западная пропаганда!»)

Конечно, выходить с «богатой добычей» через ворота парка было опасно: там могли обыскать милиционеры. Поэтому народ, отягощенный «трофеями», старался ретироваться через забор или сквозь подкоп под ним. Милиция время от времени устраивала на этих «партизанских тропах» засады и хватала нарушителей.

Чудеса заокеанской жизни демонстрировали вплоть до конца августа 1959-го. Но еще долгие годы после завершения американской выставки по Союзу ходили легенды об удивительных вещах, привезенных тогда из США в Сокольники. До сих пор в некоторых семьях сберегли скромные сувениры с выставки – значки и буклеты, ставшие для целого поколения советских людей окошком в иной, удивительный мир.

Сохранились и еще некоторые «свидетели» и «участники» той небывалой выставочной эпопеи 55-летней давности. В парке Сокольники уцелел и успешно функционирует «полуциркульный» павильон, построенный для демонстрации американских чудес образца 1959 года, а не так давно на очередном шоу-показе антикварных автомобилей в Москве был продемонстрирован один из шикарных «моторов», на которые любовались тогда многочисленные посетители – тот самый «Плимут Бельведер», доставшийся «Мосфильму».



Партнеры