Угар по лицу. Почему человечество «свихнулось» на селфи

Селфи — это на самом деле не смешно, а очень важно, считает группа американских ученых

Селфи — это на самом деле не смешно, а очень важно, считает группа американских ученых

Что такое селфи, от которого все сейчас сходят с ума, кажется, уже всем понятно. Это когда сам себя фотографируешь. На фоне кого или чего ты это делаешь — не особенно важно, потому что главное в селфи — это ты, любимый.

Этот жанр, смысл которого вкладывается в жертвенную фразу «Я дарю себя людям. Всего, без остатка!», стал столь популярен, что я буду писать его без кавычек, как пишут сейчас слова «интернет» или «айфон», обозначающие вещи, которые стали понятиями.

Конечно, все имеет свою историю. Интернет начинался когда-то с двух проводочков, да и айфон имеет маму — огромную «Моторолу», которая весила чуть ли не два килограмма. Что касается селфи, то тут за первенство борются сразу несколько авторов.

В октябре 1839 года пионер американской фотографии Роберт Корнелиус специально или случайно сфотографировал свое отражение в стекле семейного магазина. Сфотографировался спокойно, естественно и без улыбки. И получилось поразительное фото — портрет человека, как будто нашего современника.

Первое женское селфи — это таинственная женщина с фотоаппаратом «Кодак», запечатлевшая себя в 1900 году.

Первое детское селфи сделала в 1913 году великая русская княжна Анастасия Романова. Сделав селфи, Анастасия написала, что это очень сложно и что у нее даже дрожали руки. И это понятно, потому что ее папа, царь Николай II, никак не мог найти в то время хотя бы примитивного смартфона с автофокусом и электронной стабилизацией. Не было смартфонов при проклятом царском режиме — видимо, потому и вышли горячие головы делать революцию.

Однако, конечно, более интересно, кто подхватил идею селфи в наше время, когда смартфонов уже как собак нерезаных. Тут претендентов много, однако для меня есть очевидный лидер. Это чернокожий парень средних лет, который потряс интернет, снимая свое лицо крупным планом, в то время как за ним находились разные географические прелести. Представьте себе сотни и сотни фото, на которых семь восьмых занимает его лунообразное лицо, а из-за лица — то шпиль Эйфелевой башни торчит, то ухо Джорджа Вашингтона, то таинственные буквы «нин», что неопровержимо свидетельствует: наш герой таки был на Красной площади и сделал селфи на фоне Мавзолея, но тов. Ленин его явно не интересовал.

Селфи бывают плохие и хорошие. Над плохими смеются всем интернетом, хорошими — восхищаются. Стать антигероем в селфи легко: к примеру, один толстый дядя, лежа в Турции на топчане, сфотографировал свой объемный живот на фоне заходящего солнца. Живот перекрывал солнце, и дядя жаловался, что в борьбе с животом побеждает «ол инклюзив» с его обильным питанием. У этого дяди было два друга в Фейсбуке, но… один перепост, другой — и вот уже объемное пузо дяди становится хитом, а над самим дядей потешаются работники его фирмы — он там начальник.

Да, хотелось бы, как на последнем «Оскаре», встать среди мировых кинозвезд и этим взять за горло мир. Но «Оскар» далеко, поэтому приходится брать мир собственным пониманием «прекрасного». И тогда появляются «шедевры», от которых берет оторопь.

К примеру, счастливая улыбка какого-то чудака на фоне реального пожара. Или улыбающиеся счастливые родители в обнимку со смертельно перепуганным маленьким ребеночком. У кого-то — повышенный нарциссизм, и он хочет дарить и дарить человечеству себя крупным планом. В таком случае интернет знакомит миллионы людей с твоими кривыми зубами, прыщами подростка или пьяным взглядом. И потом, когда все твои знакомые обсуждают то самое селфи, где ты обнимаешь бутылку и пытаешься засунуть в ухо малосольный огурчик, ты начинаешь обижаться и долго объясняешь, что это селфи — исключительно для верного друга Васи, который «один тонко чувствует и понимает». Но, оказывается, именно Вася отправил тебя в массовую рассылку на всеобщее посмешище.

Но это жертвы, так сказать, случайного святого неведения. Но что, скажите, делать с жуткой модой «блеснуть в селфи оригинальностью»? Какой частью мозга был изобретен снимок, где парень затолкал велосипед в ванну и стоит там же с гитарой и пистолетом в руке. Или такое селфи: горит машина, а рядом спокойно стоит ее хозяин. А вот фото, где парень в плавках выливает на себя шоколадный соус. Что хотел сказать этот парень? Что он сладенький? По каменной физиономии этого не скажешь.

А мода на котиков, которая рождает кошачьи селфи, где счастливая хозяйка дарит миру котика… точнее, огромного кота со зверской недовольной гримасой.

А любовные поцелуи, где каждый селфи по безвкусице соревнуется с мексиканским сериалом двадцатилетней давности.

А армейские селфи с их неприглядным бытом, после чего все командование части гонят в отставку. И генералы уходят, не забыв снять жуткое селфи с прощальной выпивки.

Удивительный жанр это селфи, скажу я вам! Дивная смесь невероятных технических возможностей, которые на голову переросли пещерный уровень собственного эго.

— Но ведь это не для вас! — кричит какой-то очередной несчастный, оседлавший на даче соседского козла и подаривший миру сие дивное фото. Да, снимал он его не для нас, а для своей скромной ленты в социальной сети, где тусуются его жена и дочь. Но дочь сделала перепост, и… И теперь этот несчастный — кстати, он ученый-астрофизик, — должен доказывать своим коллегам-острословам, что он не баран, то есть не козел…

Господи, да «гори оно пропадом», это селфи!

Но зачем же гореть?

Просто, видимо, надо наконец-то понять, что в интернете все личное — публично, как и наоборот. Что, как и в жизни, на каждый роток не набросишь платок, особенно когда выдаешь собственную скудную фантазию за оригинальность, а раздувшееся эго требует от тебя идти на все, чтобы получить вожделенные «лайки», означающие, что другим твой товар нравится.

Да, именно так, селфи — это товар. В селфи ты продаешь людям себя — свое тело, свою изобретательность, свою фантазию. И не надо убеждать, что ты делаешь это исключительно для своих. Если бы это было так, то ты не забыл бы нажать ту самую кнопочку, которая делает твой продукт видимым исключительно ближайшим друзьям.

Просто надо соизмерять себя и мир. У многих это пока не получается.

Впрочем, уже появляются таланты, которые поднимают селфи до уровня искусства. К примеру, одно рекламное агентство сделало фотосерию «под селфи». Там как будто парень снимает селфи — себя и девушку, но она, держа его за руку, увлекает за собой. Куда? В этом и трюк. Вот она ведет его по Риму. А вот по Парижу… Ну и так далее. Ощущение селфи тут создает то, что девушка снята только со спины, она как бы реально увлекает парня за собой.

Очень хорошая работа!

Конечно, не каждому удастся сделать что-то подобное, но, напомню, — сейчас время отпусков. И в это время важно не наделать ошибок. Пусть каждое фото радует ваших близких. Пусть там будут пирамиды, котики и ваши поцелуи на фоне водопада.

Однако помните главное: это увидят тысячи людей, особенно если над этим можно будет посмеяться. Но, возможно, это увидят и миллионы, особенно если вы поразите эти миллионы своим талантом.

В этом главный трюк интернета — ты сидишь один, но в стеклянной крепости. А уж будешь ты там шутом или королем — зависит исключительно от тебя. Думай, нажимая на кнопку «снять», но еще лучше — думай, перед тем как нажать «опубликовать».

Ведь селфи — это на самом деле не смешно, а очень важно, считает группа американских ученых во главе с преподавателем информатики Городского университета Нью-Йорка и, между прочим, уроженцем России Львом Мановичем. Изучив сотни тысяч фото, выложенных в интернет, они пришли к выводу: снимки самого себя говорят о нас гораздо больше, чем нам кажется.

Например, исследователи заметили, как в селфи отражаются различия культур. В Японии люди не столько позируют, сколько пытаются спрятать лицо и опускают глаза. Больше всего улыбок — на селфи, сделанных в Бангкоке («индекс счастья» — 0,68, подсчитали исследователи), а вот у тех, кто делал селфи в Москве, этот индекс всего 0,53. По предположению Мановича, селфи практически представляют собой новый процесс человеческого мышления: «Я как часть этой картины».

Понятно, что женщины снимают себя намного чаще мужчин, но ученые посчитали, что в Москве эта разница составляет целых 4,6 раза, — и это мировой рекорд мужской скромности! А еще, считают ученые, селфи, возможно, имеют терапевтический эффект — могут помочь застенчивым людям не бояться окружающего мира. И тут, наверное, было бы логично предположить, что российским мужчинам селфи в какой-то мере заменят водку... Но что-то идет не так: все чаще в интернете появляются «селфи на троих» — жанр, рожденный в России.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26581 от 25 июля 2014

Заголовок в газете: Угар по лицу

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру