Писатель и экс-разведчик Михаил Любимов: «Я уверен, что на нас повесят трагедию «Боинга»

Михаил Любимов рассказал «МК в Питере», почему наши олигархи бегут в Лондон и кто стоит за смертью бизнесмена Бориса Березовского

Это сейчас Михаил Любимов известен как отец телеведущего Александра Любимова и писатель. Среди его произведений шпионские романы и пьесы. А в 60–70-х годах прошлого века он сам был разведчиком: работал и в Англии, где его называли Улыбчивый Майк. Михаил Любимов рассказал «МК в Питере», почему наши олигархи бегут в Лондон и кто стоит за смертью бизнесмена Бориса Березовского.

Михаил Любимов рассказал «МК в Питере», почему наши олигархи бегут в Лондон и кто стоит за смертью бизнесмена Бориса Березовского

— Еще в 1985 году вы написали книгу «Операция «Голгофа», в которой предсказали войну между Россией и Украиной из-за Крыма и Донбасса. Неужели у вас уже тогда были данные о том, как будут развиваться события?

— Да что вы! Это был полностью литературный вымысел! Моя фантазия совершенно случайно совпала с реальностью. Что касается Украины, то, я думаю, нас ждет еще много испытаний... То, что проделывают сейчас американцы, — это омерзительно!

— Что вы имеете в виду?

— Да хотя бы историю со сбитым над Украиной «Боингом-777». Еще нет никаких достоверных сообщений, хоть каких-то результатов расследования, а Обама уже сообщает, что в трагедии виноваты ополченцы ДНР. Конечно, это удар по России, ведь на Западе специально ставят знак равенства между нашей страной и ополченцами. Обаме вторит этот шоколадный магнат, Порошенко. Украина — это несамостоятельное государство с разрушенной экономикой, которое живет на деньги США. Я уверен, что результаты расследования будут в пользу Америки и на нас повесят эту трагедию. Эта грязная игра США направлена на то, чтобы ослабить Россию, подорвать наше экономическое положение.

Возможно, нас ждут новые санкции, постоянная напряженка в международных отношениях. Как следствие, еще больше денег мы будем тратить на вооружение и армию.

При этом я совершенно убежден, что этот самолет сбили украинцы. Специально они этого делать явно не хотели. Просто в их вооруженных силах полный бардак... Боеспособность украинской армии, по-моему, давно очевидна всем. В этой ситуации мне еще очень жаль Украину, где я родился и жил много лет. Страна и так разграблена, а скоро от нее вообще ничего не останется. Печальная участь ждет украинцев...

— Как вы думаете, почему в последнее время на Украине такой всплеск националистических настроений, а Бандера стал главным героем?

— На Украине сейчас действительно много психопатов-националистов, которых я очень хорошо помню. Дело в том, что я жил во Львове, когда там орудовали бандеровцы. По соседству с нашим домом они убили крупного писателя Ярослава Галана, застрелили священника Русской православной церкви Гавриила Костельника, сочувствовавшего России. Бандеровцы присылали в бидонах головы молочниц, которые снабжали Львов молоком. Эти кошмары не выдумка! Потом бандеровцев подавили, но их подполье оказалось за границей. Как бы ни ругали КГБ за репрессивные меры, но он постоянно вел работу с подобными националистическими центрами на Западе. А потом случился распад СССР, и по понятным причинам наши службы бездействовали в течение многих лет.

В это время на Украине с подачи американских спецслужб проводилась антирусская политика. Кстати, именно американцы во время холодной войны поддерживали бандеровцев. И вот выросло поколение, которое ненавидит нас и называет москалями. На самом деле все это было заметно еще в 90-х годах. Я тогда приехал во Львов, и мой приятель предупредил меня: «Только на всякий случай не говори по-русски...»

— Как вы вообще оказались в разведке?

— Случайно. После Института международных отношений меня отправили работать секретарем консульского отдела в Финляндию. Целыми днями я делал визы. Боже мой, какая это была скука! Поэтому, когда сотрудники КГБ предложили мне поступить в разведку, я сразу же согласился. Вскоре меня отправили в спецшколу, которая находилась прямо в лесу в Подмосковье. Ее, кстати, в свое время окончил и Владимир Путин. В основном нас там пичкали марксизмом и партийной литературой. Наверное, самыми полезными были практические занятия: мы бегали по городу, закладывали тайники, встречались с «агентами» (чаще всего это были пенсионеры-разведчики), и все это под наружным наблюдением, которое мы должны были выявить. Потом был разбор полетов: нам говорили, кого наружка засекла, а кого нет.

Сначала меня планировали отправить в Финляндию. Там я должен был работать под прикрытием как корреспондент газеты «Труд». Но в то время крайне не хватало сотрудников в Великобритании, и начальник, посмотрев на мою английскую челюсть, сказал: «Э нет, возьмем вас на английское направление...» Перед отъездом мне посоветовали жениться. Это, кстати, правильно, я бы и сейчас не выпускал за границу холостых разведчиков. Им легко могут «подкинуть» симпатичную девушку, связанную с контрразведкой. Кто знает, чем может закончиться такой роман...

— Какие задачи перед вами ставили в Лондоне?

— Основная задача — вербовка новых агентов. Так как я занимался политической разведкой, то в основном у меня были связи среди членов английского парламента, политиков, журналистов. Кстати, наработать такие связи — самая тяжелая задача для разведчика. Для этого мы приглашали потенциальных будущих агентов в наше посольство на разные приемы, посвященные, допустим, годовщине запуска Юрия Гагарина в космос или Октябрьской революции, во время которых разрабатывали человека, то есть пытались понять, подходит ли он для дальнейшей работы как источник информации. Конечно, встречами в посольстве дело не ограничивалось. Я, например, в отчаянии искал потенциальных агентов даже на общественных танцах. Но самая моя большая удача случилась, когда я разрабатывал и в конце концов завербовал шифровальщика одного из иностранных посольств в Лондоне.

Это был счастливейший день в моей жизни! Как сейчас помню, я подъехал на встречу с ним в оперативной машине, он быстро передал мне кодовую книгу, шифры. Часть документов я сфотографировал прямо в машине, остальное отвез в наше посольство, где сделал копии, а потом вернул все материалы шифровальщику. Эта «операция» заняла около 30 минут, но для меня она превратилась в вечность.

— Завербованные агенты соглашались работать на нас ради денег или идеи?

— Те люди, которые передавали нам информацию о научных разработках, какие-то образцы зарубежной техники, чаще всего получали за это деньги. А вот агенты по линии политической разведки работали с нами в основном бесплатно: просто потому, что симпатизировали СССР и делу коммунизма.

— А случалось, что наши шпионы вербовали людей через постель? Например, влюбляли в себя сотрудниц западных госучреждений, а потом получали от них секретную информацию...

— На самом деле это большая легенда, что наша разведка за границей строила свою политику на соблазнении, хотя иногда и это случалось. А вот братские спецслужбы в этой сфере добивались больших успехов. Например, нелегалы-разведчики из Восточной Германии в свое время даже женились на девушках, работающих в госучреждениях Западной Германии. Мы же личный фактор активно использовали больше внутри страны, в контрразведке. При этом привлекали к работе не только «ласточек» (агентесс, завербованных КГБ, которые посещали дипломатические приемы и вступали в определенные отношения с иностранцами), но и гомосексуалистов. Причем это были уважаемые люди: например, профессор консерватории, солист Большого театра... Их подставляли к иностранцам с нетрадиционной ориентацией.

В 60–70-х годах гомосексуализм преследовался во многих странах Европы. Поэтому если такая нетрадиционная любовь становилась известна, то человека ждали большие неприятности. На этом мы и играли: с помощью шантажа пытались завербовать иностранца. Например, именно так нашим агентом стал сотрудник английского посольства в Москве Джон Вассал. Его специально приглашали в Большой театр, он бывал на квартирах, где за счет КГБ устраивались роскошные вечера, оргии... Все это фиксировалось на пленку. Вассал передал нам потом массу документов! В конце концов английская контрразведка его раскрыла и арестовала. В тюрьме Вассал просидел около 20 лет и начал там писать мемуары, в которых признался, что никогда у него не было таких счастливых дней, как в Москве...

— Вы работали в Англии, знаете эту страну. Как думаете, почему многие наши олигархи бегут именно в Лондон?

— Действительно, в Лондоне сформировался целый блок олигархов, которые деньги зарабатывают в России, а живут в Великобритании. Думаю, одна из причин в том, что англичане никогда не выдают тех, кто бежит в их страну.

— Ходили слухи, что наша разведка причастна к смерти Березовского и экс-сотрудника российских спецслужб Литвиненко.

— Мне кажется, это ерунда. Давайте начнем с Литвиненко. Я не представляю, чтобы наша служба пыталась устранить человека таким идиотским способом (Литвиненко умер в результате отравления полонием. — Ред.). Это же надо везти полоний через границу, заследить весь Лондон! Неужели другого способа нет? Это все равно что решить покончить с одним человеком, подложив ему атомную бомбу в постель. Как мне кажется, за убийством Литвиненко стояли люди, так или иначе связанные с Березовским, который, как известно, и сам плохо кончил (по одной из версий, повесился. — Ред.).

Правда, я не думаю, что он наложил на себя руки. Не исключено, что за его смертью стоит английская разведка. Предполагаю, что Березовский был ее агентом. Возможно, он стал в чем-то перечить, хитрить, упрямиться... Вообще этот олигарх настолько грязная фигура, что удивительно, как его раньше не прикончили.

У нас как-то принято все загадочные смерти вешать на КГБ. А на самом деле после убийства в Мюнхене в 1959 году Степана Бандеры и ликвидации в 1979 году правителя Афганистана Амина я лично не знаю вообще ни одного случая громкого убийства, к которому были бы причастны наши спецслужбы. Не могу вспомнить также, чтобы рука правосудия настигала наших предателей — бывших сотрудников КГБ, МИД, которые сбежали за границу. А ведь они выдали многие наши секреты зарубежным странам, нанесли колоссальный ущерб. Прекрасно живет в Лондоне мой бывший подчиненный Олег Гордиевский (экс-полковник первого главного управления КГБ СССР, с 1974 по 1985 год тайно работал на британскую разведку. — Ред.), недавно ему даже вручили в Англии орден. Там же находится писатель Виктор Суворов (настоящее имя — Владимир Резун. Бывший сотрудник легальной резидентуры ГРУ в Женеве. — Ред.). И все они орут, что в любой момент до них может дотянуться зловещая рука КГБ. Смешно это все!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26586 от 31 июля 2014

Заголовок в газете: Человек из разведки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру