Правоохранители не намерены выпускать Глеба Фетисова из "железной клетки"

Басманный суд столицы рассматривает дело бывшего владельца «Моего банка»

Вопрос продления срока ареста для известного предпринимателя Глеба Фетисова, обвиняемого в мошенничестве с ценными бумагами на 555 миллионов рублей, рассматривается в настоящий момент в Басманном суде столицы. Как передает из зала суда корреспондент "МК", заседание проходит достаточно напряженно - адвокаты Фетисова заявили отвод судье, которого обвиняют в заинтересованности в том, чтобы не выпускать обвиняемого из-за решетки, на что судья пригрозил им самим уголовной ответственностью.

Басманный суд столицы рассматривает дело бывшего владельца «Моего банка»

Фетисов обвиняется по части 4 ст.159 УКРФ - в мошенничестве в особо крупном размере. Суть обвинения состоит в том, что он якобы организовал хищение активов "Мой банк" в виде акций компании Altimo Holdings and Investments на общую сумму 555,236 миллионов рублей и замену этого имущества другими ценными активами, которые "Мой банк" приобрел по завышенной стоимости.

Он был задержан в ночь с 27 на 28 февраля 2014 года в одном из московских аэропортов при участии сотрудников ФСБ. Срок содержания под стражей Фетисову уже продлевался и на заседании, где решался этот вопрос, он заявил, что с момента ареста его в СИЗО ни разу так и не допросили. Также он просил суд выпустить его под залог, равный сумме ущерба, означенного в уголовном деле, но получил отказ.

Как перед началом заседания пояснили "МК" сторонники Фетисова, пришедшие его поддержать, они считают дело сфабрикованным по политическим соображениям, поскольку их подзащитный - "принципиальный, бескомпромиссный, финансово независимый политический лидер оказался неугоден и региональным властям и федеральному центру".

Адвокаты Фетисова считают дело против него сфабрикованным, поскольку речь идет о действиях, которые имели место в то время, когда он уже не имел никакого отношения к банку, которым он к тому же уже не владел, а был бенефициаром, не имеющим право на управление, а лишь на часть прибыли.

Также до начала заседания выяснилось, что руководителем следственной группы, расследующей дело Фетисова, является тот же сотрудник СКР, что и по делу Алексея Навального. И что буквально за несколько дней до рассмотрения вопроса об аресте Фетисова, наконец, допросили, и он дал исчерпывающие пояснения по делу.

В начале заседания судья выяснил состояние здоровья арестованного.

-У меня мочекаменная болезнь, гипертония с нарушением кровообращения третьей стадии. Дважды мы подавали на освидетельствование, но оно так и не было назначено,- рассказал суду Фетисов.

Также оказалось, что у Фетисова теперь новый следователь. Он передал суду ходатайство о продлении Фетисову срока содержания под стражей, а также некие новые материалы, как отметил следователь, "в отношении Фетисова".

Адвокаты высказались против приобщения этих материалов, поскольку, по их мнению, даже если представитель СКР тем самым намекает на некие дальнейшие перспективы расследования, "все это не имеет никакого отношения к вопросу о продлении Фетисову срока ареста".

- Мы их добыли буквально вчера из органов МВД, где было возбуждено уголовное дело по заявлению потерпевших о том, что в отношении них было совершено Фетисовым мошенничество,- пояснил следователь - И это говорит о том что Фетисов может совершать подобные преступления. А также там документы, которые свидетельствуют о том, что Фетисов предпринимал меры для того, чтобы ему изменили меру пресечения. Также ФСБ установило, что Фетисов может скрыться и препятствовать установлению истины по делу.

В ответ на это защита заявила, что у нее тоже есть "некоторые материалы", которые нужно приобщить. В частности, документы о том, что акции, которые вменяются Фетисову как похищенные, на самом деле в 2009 году были проданы банку. Также защита попросила приобщить официальную переписку Фетисова, в которой он обсуждал возможность покрытия ущерба, означенного в уголовном деле (по словам адвоката, он намеревался сделать это в целях сохранения своей репутации с дальнейшим установлением истины - "МК").

Адвокаты заявили суду, что им непонятно, каким образом официальную переписку следствие восприняло как некую тайную попытку изменить меру пресечения. Не иначе как если это иметь в виду, то у уголовного дела не будет уже никакой перспективы.

- А в деле эти материалы есть? - спросил судья

- Есть.

- Хотим обратить внимание суда, что по тем акциям о которых идет речь, в деле есть шесть договоров купли-продажи акций, которые были реализованы на миллион долларов дешевле, чем банк их потом перепродал. Это говорит о том, что обвинение абсурдно изначально, - пояснили защитники.

-В настоящий момент рассматривается вопрос о мере пресечения, а что касается обоснованности обвинения, то в данный момент ни у одной сторон нет исчерпывающих доказательств... Данные договоры к продлению меры не имеют, - парировал следователь.

- Следствие работает уже полгода и эти документы находятся в банке. Если следствие за полгода не смогло их затребовать, то мы представляем их, - не отступали защитники.

Тут встал прокурор и заявил, что он совсем не возражает против того, чтобы приобщить документы, предоставленные защитой, поскольку... "они только дополнительно доказывают виновность Фетисова в совершении им преступления".

Суд приобщил все документы и те, что принес следователь и те, что передала защита. После этого один из адвокатов Фетисова завел речь о залоге.

- Давайте заслушаем сначала следователя, у него есть право отказаться от ходатайства, - оборвал его судья.

- Я конечно оценил ваше чувство юмора, - усмехнулся адвокат.

Тогда другой защитник обвиняемого заявил новое ходатайство, суть которого состояла в том, что есть Постановление Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в котором говорится, что содержать человека в железной клетке это унижение человеческого достоинства и приравнивается к пыткам.

- Это что такое?- нахмурил брови судья.

- Это ходатайство,- ответил адвокат.

- У вас какое то выступление получается, - возмутился судья.

- Пленум Верховного суда говорит о том, что суды обязаны при принятии своих решений руководствоваться позицией ЕСПЧ. Прошу принять меры к недопущению содержания Фетисова в металлической клетке, - все-таки закончил начатое адвокат.

-На что вы ссылаетесь? - переспросил судья. И передал ходатайство следователю, который погрузился в его изучение.

- Здесь не позиция адвокатов а требование закона поскольку международный договор имеет приоритет перед российскими законами, - отметили защитники.

- В данном конкретном случае суд сослался на то, что именно в конкретном деле в отношении конкретного подсудимого не было необходимости держать его в железной клетке. А по Фетисову нужно смотреть отдельно. Совсем недавно был случай, когда обвиняемый выбросился из окна следственного комитета. Все это обусловлено и требованиями безопасности, - парировал следователь.

Его поддержал и прокурор: я в принципе хочу присоединиться к позиции следователя. Речь в постановлении идет о длительности содержания в железной клетке, что приравнивается к пыткам. В данном случае о длительности речь не идет и о пытках тоже.

- Ну так любая правовая позиция если она принимается то на основании конкретного дела, - встали защитники и отметили, что говорить о том что это какое то частное решение - вообще "правовая бессмыслица".

- В выводе ЕСПЧ указано, что в целом содержание в железной клетке недопустимо. Мы ничего кроме сожаления не можем выразить кроме сожаления о лом что наши оппоненты используют любую возможность, чтобы не допустить изменения меры пресечения нашему подзащитному, - посетовали адвокаты.

- Позиция защиты совершенно неправильно основывается на неправильном толковании закона, поскольку в решении ЕСПЧ говорится о рассмотрении дела по существу, а у нас рассматривается вопрос о мере пресечения, - сделал вывод судья.

И тут же получил ответ от защиты:

- Я полагаю что судья Карпов не имеет права рассматривать этот вопрос потому что имеет личную заинтересованность в его исходе. Ранее он продлил срок ареста Фетисову и предложил ему погасить ущерб. Судья, не рассмотрев это дело по существу, заранее признал обвиняемого виновным. Судья Карпов не способен вынести законное решение... Я заявляю отвод судье Карпову.

Судья внимательно посмотрел на адвоката и медленно изрек:

- Вы как профессиональный юрист наверное знаете что обвинение судьи в совершении тяжкого преступления является уголовно наказуемым. Вас можно привлечь к уголовной ответственности.

- Попробуйте, - глядя ему в глаза ответил адвокат.

- Пробовать не я буду а органы, - заверил его судья

И обратился к следователю:

- Вот эти вещи потом должны быть должным образом...

-Я расцениваю это как неуважение к судье поскольку есть решение вышестоящего суда признавшего решение о продлении законным и обоснованным, - тут же подскочил следователь.

- Указанные защитой обстоятельства не выдерживают никакой критики. Судья никого не признавал виновным. Я считаю что этому документу необходимо дать соответствующую правовую оценку- горячо поддержал судью и следователя прокурор.

В настоящее время вопрос о продлении ареста Фетисову продолжает обсуждаться. Впрочем, выходя на перерыв, защитники обвиняемого заявили "МК", что не сомневаются в исходе этого заседания.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26603 от 21 августа 2014

Заголовок в газете: Глебу Фетисову продлили арест

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру