"2014 год напоминает ситуацию перед 1-й мировой войной"

Такова плата за недооценку гуманитарных технологий в XXI веке

3 сентября 2014 в 15:38, просмотров: 8657

Как и предсказывал «МК», отказ от завышения оценок ЕГЭ этого года снизил порог зачисления в вузы на 4-5 пунктов. А вот проходной балл по русскому языку кое-где на удивление вырос, тем самым закрыв вопрос о «катастрофе» с его изучением в школе. Это обнадеживает, ведь пренебрежение гуманитарными технологиями может закончиться мировой катастрофой, предупреждают историки.

фото: Наталия Губернаторова

Основной «фишкой» приемной кампании в вузы текущего года стало тотальное снижение проходного балла. Иначе и быть не могло: слишком заметным оказалось падение оценок ЕГЭ вследствие беспрецедентной честности процедуры.

Даже в РГГУ — лидере гуманитарных вузов по количеству поданных заявлений на одно место — 36 против 33-х в занявшей второе место Российской академии народного хозяйства и госслужбы и 24-х в оказавшемся на третьем месте МГИМО — средний проходной балл снизился на 4,5 пункта. А именно — с 81,5 в 2013 году до 77 в 2014-м. Так, к примеру, по биологии он понизился на 5%, по математике и обществознанию — на 9%, по истории — на 10%. Рост показателей зафиксирован лишь по одному предмету - русскому языку. И хотя он составляет лишь 1%, можно не сомневаться: слухи о «катастрофе» с преподаванием русского в школе в этом году оказались сильно преувеличенными.

Не факт также, что снижение среднего балла абитуриентов свидетельствует об ухудшении их подготовки и по другим предметам, заверил «МК» ректор РГГУ Ефим Пивовар: «Свою роль тут сыграла и честность нынешней процедуры ЕГЭ, и качество заданий, и разнообразие вариантов задач по часовым поясам. Чтобы понять, насколько и в самом деле подготовлены к учебе в вузе ребята, зачисленные на первый курс, мы решили в течение ближайшей недели протестировать их. Вначале, в пилотном режиме мы выявим знания по географии, истории и русскому с литературой у политологов и журналистов. А затем — и у всех остальных. С теми, кому потребуется, мы проведем дополнительные занятия. А через год протестируем их снова и посмотрим, каков прогресс».

Крайне важно при этом, особо подчеркнул он, изучение гуманитарных предметов и в технических вузах. Требуются лишь новые модели, т.к. прежние оказались неэффективными: «Необходимы сетевые проекты с взаимным проникновением технических и гуманитарных программ, причем, обязательно с привязкой к профилю специальности. К примеру, будущие нефтехимики должны дополнительно изучать регионоведение. А студенты какого-нибудь МИИТа — не просто историю, а историю железнодорожного транспорта».

В любом случае гуманитарные сюжеты должны присутствовать в каждом высшем учебном заведении, пусть и самом что ни на есть техническом, предупреждает историк: «Недооценка в XXI веке гуманитарных технологий может привести к катастрофическим последствиям. Вот и нынешний международный кризис очень напоминает ситуацию перед первой мировой войной».

Все ли главы государств понимают это?



Партнеры