Болен раком? В тюрьму!

Что происходит в СИЗО «Матросская тишина» с известным бизнесменом Левоном Айрапетяном?

На этой неделе в Басманном суде состоятся слушания о продлении срока содержания под стражей арестованного в июле Левона Айрапетяна (его обвиняют в присвоении и растрате акций «Башнефти»). Чем закончится заседание — неизвестно, но главврач больницы СИЗО «Матросская тишина» Самсон Мадоян свое решение уже вынес. Не просто в лечении — даже в квалифицированном обследовании отказать. При том, что за решетку 65-летний Айрапетян попал с полным букетом заболеваний, который в камере начал еще более бурно цвести.

Что происходит в СИЗО «Матросская тишина» с известным бизнесменом Левоном Айрапетяном?

Гипертензивная (гипертоническая) болезнь, сахарный диабет, два инсульта, обернувшиеся частичным параличом и, наконец, злокачественные новообразования, то есть рак, от которого Айрапетян лечится у онкологов уже несколько лет... Как минимум четыре болезни, входящие в утвержденный правительством 14 января 2011 года «Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений».

Даже одного такого недуга вполне достаточно, чтобы отпустить обвиняемого под домашний арест или подписку. Но доктор Мадоян решил «будет сидеть», значит, будет сидеть. Видимо, пока не ляжет окончательно.

Во время прошлого судебного заседания, когда Айрапетяна решили оставить под стражей, ему стало плохо. Прихватило сердце. Двадцать минут он корчился от боли, но никто из врачей к нему так и не подошел. Лечащий врач Левона, профессор-невролог Генри Бакунц, уже дважды спасал его от смерти. Но на этот раз он наблюдал за своим пациентом издали, по видеосвязи, и помочь ему уже ничем не мог. А врачи СИЗО даже и не пытались.

— Сердечный приступ, — дистанционно поставил диагноз профессор. — Не дай Бог будет третий инсульт. Накануне его отлета в Москву мы встречались: у него было ухудшение. Я требовал, чтобы он лег в больницу. Но Левон не послушал...

Не смог послушать. Сразу по прилету 15 июля бизнесмена задержали прямо в аэропорту Домодедово.

В каком же бесчеловечном преступлении Айрапетяна обвиняют, раз ему в его состоянии не позволяют получать не просто лечение — элементарную медицинскую помощь? А просто следствие заподозрило бизнесмена в причастности к тому, что в апреле 2009 года сын бывшего башкирского президента Урал Рахимов продал незаконно приватизированные акции «Башнефти» структурам АФК «Система». Заметьте, не Айрапетян продал, а Рахимов-младший. И покупателем был тоже не Айрапетян, а «Система». Но в СИЗО сейчас именно Айрапетян.

Аргумент? Это якобы именно он нашел для Рахимова покупателя на «Башнефть». По предварительной версии, когда Урал захотел повыгодней избавиться от акций нефтяной компании, он попросил Левона, с которым был знаком, поинтересоваться у знакомых: кто бы мог быть в этом заинтересован. Заинтересовалась АФК «Система». Сделка состоялась.И теперь Айрапетян может получить срок за... растрату и отмывание незаконно нажитых средств(?).. Если, разумеется, доживет. Ну или даст нужные следствию показания.

Нужные показания — иного объяснения того, почему Левон Айрапетян до сих пор находится за решеткой — пока просто нет, поскольку обвинение, выдвинутое против него, оно просто (простите за банальность) абсурдно. Ну вот представьте: на улице какой-то жулик спрашивает вас, как пройти в ломбард. Вы показываете дорогу. А через несколько лет вас арестовывают по обвинению в соучастии в краже. Не жулика, и даже не скупщика краденого (хотя он тоже может быть не в курсе махинации), а вас. Вот точно так же «взяли» и Айрапетяна, человека с двумя инсультами, перенесшего несколько онкологических операций.

Ну ладно, допустим, есть подозрения. Но он же — бизнесмен, а не убийца. Возьмите подписку о невыезде, посадите под домашний арест, наконец. С правом получать нормальное медобслуживание. Или это только Евгении Васильевой можно по бутикам ходить, а всем прочим нельзя даже по врачам!

— Такие пациенты, как Айрапетян, не могут находиться не только в тюрьме, но даже дома, — уверяет доктор бизнесмена Генри Бакунц. — Ввиду ряда серьезных заболеваний он может в любой момент потерять сознание, получить инсульт или инфаркт. Он ежечасно пьет лекарства, и если нарушить режим, то это очень плохо скажется на его здоровье.

— Он не получает профессионального лечения, — подтвердил друг бизнесмена Артур Сафарян. — Занимается самолечением, сам просит лекарства, ему выдают, но не те лекарства, которые необходимы на самом деле. Ему нужны специальные курсы.

— Букет его болезней является более чем веской основой для того, чтобы не держать под арестом, — считает ветеран карабахской войны, герой Арцаха, генерал-майор Аркадий Тер-Тадевосян, и переживает, что если с Айрапетяном что-то произойдет, Россия столкнется с новым «делом Магнитского».

Легко напрашивающуюся параллель проводит и писатель Зорий Балаян:

— Прекрасно зная о тяжелом состоянии здоровья Левона Айрапетяна и памятуя о печальном «деле Магнитского», я более чем уверен, что в создавшейся ситуации нельзя содержать такого больного в тюремной камере или в тюремной больнице. Его необходимо перевезти в специализированную клинику. Есть также настоятельная необходимость привлечь к лечению его врачей из Германии, оперировавшего в свое время Левона главного уролога московского департамента здравоохранения профессора Арамаиса Камалова, а также руководителя центра ангионеврологии клинической больницы «Наири» профессора Генриха Бакунца.

— Он перенес четыре операции и девять раз лежал в стационаре только в России, — заявил защитник Айрапетяна Рубен Маркарян. — Но ни суд, ни главврача СИЗО эти факты не очень-то тронули. Им отступать некуда, позади Магнитский, чья смерть получила резонанс во всем мире.

Вот и «дело Айрапетяна» тоже начинает приобретать международный масштаб. Массовая демонстрация в Ереване, пикет в США, чешский депутат Европарламента Яромир Штетина выразил бизнесмену свою поддержку: «Левон — мой друг с молодых лет. Вместе с ним мы прошли по рекам Сибири. Меня беспокоит, как бы он не кончил плохо, как Магницкий. Он, кроме того, еще и тяжело болен». С просьбой отпустить Айрапетяна хотя бы в нормальную клинику к властям России обратился недавно даже всемирно известный французский шансонье Шарль Азнавур.

Похоже, призыв был услышан. 1 сентября, после очередного приступа, Левона Айрапетяна на один день из медицинской части СИЗО «Матросская тишина» перевели в гражданскую больницу. Взяли анализы, сделали укол — хоть что-то.

А суд, прежде намеченный на 15 сентября, перенесли на несколько дней — только не позже, а раньше, что бывает не часто. Возможно, гражданские врачи смогли разглядеть в анализах то, что не желали искать тюремные — основание для изменения меры пресечения.

Близкие, друзья и просто жители Нагорного Карабаха, для которого бизнесмен никогда не жалел своих денег, надеются, что уже на днях Левона Айрапетяна все же освободят из-под стражи. Если это случится — освобождение станет обнадеживающим прецедентом для всех, на ком тюремная медицина намеренно ставит крест.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру