Офицеры СБУ требовали от отца Андрея Новикова раскрыть тайну исповеди антимайдановцев

Настоятель храма на одесской крови

Москва, улица Косыгина, дом 30. Этот адрес, где находится храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, знают практически все беженцы с Донбасса. Сюда приходят за гуманитарной помощью, поставить свечи за погибших. Здесь молятся за оставшихся на юго-востоке Украины родственников и просят здоровья для держащих оборону ополченцев.

Настоятелем храма является отец Андрей Новиков, экс-секретарь Одесской епархии, который из-за преследований СБУ еще в апреле был вынужден покинуть родную Одессу.

О том, как меняются жизненные ценности у людей, побывавших под бомбежками; об особой религии — «украинопоклонничестве»; о своей встрече с президентом Путиным протоиерей Андрей Новиков рассказал «МК». 

Настоятель храма на одесской крови

«Отказался давать показания и открывать тайну исповеди»

Священник уехал из Одессы 10 апреля после того, как был вызван на допрос в Службу безопасности Украины. Правоохранителей заинтересовали его телефонные разговоры с арестованным пророссийским активистом Антоном Давидченко, который объявил о создании в Одессе отрядов народной самообороны, дабы противостоять набирающим силу праворадикальным группировкам.

Протоиерея Андрея Новикова, который ранее много писал о единстве русского мира, «органы» еще в феврале «взяли на карандаш». Он не скрывал, что духовно окормляет лидеров и участников Антимайдана.

7 апреля к отцу Андрею пришел офицер СБУ и потребовал раскрыть тайну исповеди антимайдановцев. После получения отказа батюшку вызвали на допрос в Киев. При этом ему было сказано, что из статуса свидетеля он может перейти в статус обвиняемого.

В Одессе спецназ пришел домой к одному из священников, кто не поддержал новую украинскую власть. В квартире у него прошел обыск. Батюшка чудом разминулся с автоматчиками, и ему удалось покинуть город.

— В Одессе тогда была совершенно иная ситуация, нежели потом на Донбассе, где шли бои. Оказаться в окопе с ополчением, которое противостоит хунте, — это одно, и совсем другое — быть запертым в следственном изоляторе незаконной властью, — говорит отец Андрей. — Было известно, что к «политическим» украинские спецслужбы применяли запрещенные методы допроса, например, чтобы ослабить сознание, накачивали арестованных наркотиками.

Более того, я не считал, что эта власть — хунта — вообще имеет право меня арестовывать. Я отказался давать какие-либо показания и открывать тайну исповеди, как того требовали от меня офицеры СБУ. Не стал дожидаться, когда окажусь в одиночной камере, и приехал в Россию.

— Вы — коренной одессит. В Одессе у вас остались родственники. Скучаете по родине, чувствуете себя изгнанником?

— Я не считаю, что потерял родину. Москва для меня тоже родина, Сибирь — тоже русская земля. Я 4 года учился в Киеве, два года трудился в Синодальном отделе Киево-Печерской лавры. Для меня любая часть русского мира — мой дом. Я готов с радостью служить Русской православной церкви в любой точке мира.

В конце поста и на Пасху отец Андрей служил в храме при гимназии «Радонеж», а в конце мая был назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Это церковь с бунтарским характером, под стать протоиерею Андрею Новикову. Здесь молился Кутузов перед советом в Филях. Церковь не закрывалась в советское время, уцелела при строительстве высотного здания МГУ, а когда был запрещен колокольный звон во всей Москве, в воробьевской Троицкой церкви продолжали звонить колокола.

Сейчас сюда потоком идут беженцы с Донбасса. При храме работает фонд, который собирает гуманитарную помощь для жителей юго-востока Украины.

— Мы всячески стараемся помочь народу Новороссии. Полон наш склад — и один, и второй. Мы сами нанимаем автобусы, договариваемся о включении их в конвой. Везем продукты, одежду и лекарства. Особенно нужны медикаменты, которые перестала поставлять Украина.

В храме среди прихожан немало тех, кто из-за бомбежек был вынужден уехать из Донбасса.

— Это жители Новороссии, кто участвует в сборе гуманитарной помощи, а также те, кто приходит за этой помощью. 99% людей, восставших против хунты и вынужденные бежать, это верующие православные люди. Но многие из них невоцерковлены. Мы сейчас без всякого давления стараемся показать им радость и счастье жизни православного прихода. Они видели ужас, который творит украинская сторона, у них психологический надлом, они перевозбуждены и ожесточены. Многие хотят мстить. Мы внушаем, что зло должно быть наказано, фашизм должен быть искоренен, пусть даже с применением силы. Но сила здесь не должна быть самоцелью. Это нужно делать не из чувства мести или ненависти, а руководствуясь любовью к народу и родной земле. Людям, вернувшимся из разбомбленных городов, сначала очень тяжело это слышать, они видели, как от пуль и осколков снарядов гибли дети, женщины и старики. В них все клокочет и бурлит. Они несут в себе эту боль, мы помогаем исцелить ее, насколько это возможно. Проходит время, они успокаиваются, молитва входит в их сердце, уходит чувство эмоционального накала.

«То, что ополченцы делают на Донбассе, уберегает нас здесь, в Москве»

— Вы упомянули, что люди очень быстро привыкают к гражданской войне.

— У моего близкого одесского друга в Донецке живут родственники, у которых совершенно поменялись жизненные ценности. Там не говорят о заработках, о здоровье, а радуются, если удалось запастись двумя ведрами воды, помыться под дождем или добежать целым до подвала, когда как мужчина, который ехал следом на велосипеде, погиб. Сидя в сырости, при свечах, когда наверху рвутся бомбы, люди задумываются о смысле жизни, ради чего они все это терпят.

— Кто из этих прихожан запомнился вам больше всего?

— У каждого из них свое горе. Запомнил жену одного тяжелораненого ополченца. Ее муж лежал в одной из больниц Москвы на операции. У него были раздроблены кости и суставы на руках и ногах. Украинская армия в боях применяла запрещенные пули со смещенным центром тяжести, которые входят в одну часть организма, а выходят через другую. Жена ополченца истово молилась. Потом увидел и его самого, всего перебинтованного, еле ступающего на костылях. Они держались за руки, были одним целым.

Помню прихожанку отца Владимира Марецкого, которая плакала по его судьбе. Настоятель Свято-Никольского храма Райгородка Луганской области проводил свободное от богослужений время на блокпостах, окормляя свою паству. На своей машине он помогал ополченцам в их духовных нуждах, приезжал к их родным, служил молебны, панихиды, исповедовал и причащал бойцов и их родственников. Украинские каратели захватили его 25 мая, били по суставам, забивали ногами, перетягивали запястья веревкой так, что чернели кисти рук. Называли «главным организатором и террористом группы», разрешали издеваться над ним всем, кто хотел. Харьковский суд хотел дать отцу Владимиру 11 лет тюрьмы, а недавно он был освобожден по обмену военнопленными.

До сих пор перед глазами стоит женщина из Луганска, у которой погибли двое родных. Она просила и духовной помощи, и материальной. Люди сейчас приходят, молят дать им любые сапоги, им не в чем ходить. Их детишкам очень нужны памперсы, детское питание. Мне запомнились многодетные матери, которые месяц прожили в лагере для беженцев, их обещали отправить на Камчатку или в Еврейскую автономную область, но отъезд все откладывался и откладывался. Ночи стали холодные, а они оставались жить в палатках. Наш фонд подключился, договорился об их скорейшем отъезде.

— Что внушаете ополченцам, которые бывают у вас в храме?

— Они вынуждены защищать свою землю, это святое дело. Им важно знать: то, что они делают на Донбассе, уберегает нас здесь, в Москве. Не останови они гражданскую войну на Украине, она придет в Россию. Это вопрос времени, потому что кукловоды на этом не остановятся. При этом я говорю, что нельзя отвечать на бездумную жестокость такой же бездумной жестокостью, нужно переступать через ненависть, через кажущееся естественным чувство мести и вести себя достойно, в том числе и с пленными.

— А вас не спрашивают: «Украинские военные ведь тоже христиане, почему они нас убивают?»

— Власовцы, члены Русской армии, воевавшие на стороне Третьего рейха против СССР, тоже были христианами, у них в частях были свои капелланы. Они прикрывались христианской верой, не понимая ее сути. А вообще хочу сказать, что подобные вопросы люди, которые приезжают из Донбасса, не задают. Они видят оболваненных, зомбированных людей. Украинская хунта, как только пришла к власти, сказала, что первое, чем она займемся, это наймет американских пропагандистов, которые научат власти правильным методам информационной войны. Турчинов об этом говорил не таясь. Наняли и начали вещать, в большей части — откровенную ложь. Я сам наблюдал, как у людей, которые на пару недель по воле обстоятельств оставались без украинского телевидения, начиналась ломка. Они уже не могли жить без этой пропаганды. К нам в Одессу приехали как-то родственники, у нас стояла спутниковая тарелка, они все время пытались найти пятый украинский канал. Только спустя месяц начали сами думать и анализировать происходящие события. Это беда.

На Украине создана особая религия — «украинопоклонничество». Смысл этой религии в том, что Украина — это Антироссия, и любой религиозный постулат, расходящийся с этой религией, отметается. Звучат лозунги: Украина превыше всего. Это их Бог, которому они поклоняются. Украинская государственная идеология — это модель будущей идеологии антихриста. Она построена на принципе «анти», то есть никакого положительного смысла в этой государственности, в этой идее нет. Смысл только в том, что это — Антироссия.

— На Украину, по всей видимости, вы уже не вернетесь?

— Я являюсь клириком Московской епархии. Не временным, а постоянным настоятелем храма. Я официально освобожден от всех должностей в Одессе. На моем месте уже служат новые, достойные люди. На Украину — точно не планирую, но приехать в освобожденную Новороссию я, безусловно, жажду всей душой.

■ ■ ■

— Многих интересует, почему именно в храм, где вы являетесь настоятелем, в сентябре этого года пришел поставить свечку президент Владимир Путин?

— В нашем храме собирают помощь для Новороссии. Эта идея одновременно родилась и у церковной, и у гражданской, светской общественности, я же думаю, что была дана от Бога. Владимир Путин поставил свечку за Новороссию в том храме, который собирает вокруг себя Новороссию в Москве. Это естественно, логично и понятно. Эту же церковь Владимир Путин посещал в 2000 году во время Рождества, в 2004 году присутствовал на литии по погибшим во время теракта в Беслане, в 2011 году — на панихиде по погибшим в теракте в «Домодедово».

— Довелось пообщаться с Президентом России?

— Мы поприветствовали друг друга, обнялись. Я представился. Владимир Владимирович поразил меня своей скромностью и глубоко христианским поведением. Одновременно чувствовалось, что находишься рядом с человеком с глубочайшей ответственностью. На выходе он сказал, что пришел поставить свечку за павших и живых защитников Новороссии. Это был очень важный момент, был пройден определенный Рубикон. Владимир Путин употребил слово «Новороссия», и показал, что его молитва, его душа на стороне Новороссии.

У отца Андрея — планов громадье. С 1 сентября при его участии открылась воскресная школа, куда теперь ходят и дети беженцев с Донбасса. Занятия проходят пока в трапезной, но вопрос с помещением решается. На базе храма Живоначальной Троицы протоиерей планирует открыть культурный, общественный, приходской центр «Воробьевы горы», где на встречи и диспуты будут собираться богословы, писатели, журналисты и просто неравнодушные люди. Здесь уже состоялась презентация проекта «Украина ру».

В то же время у беженцев с Донбасса стали появляться и поводы для радости. Недавно в храме, например, прошло сразу три венчания. Свадьбы отпраздновали сразу трое бойцов армии Новороссии. И если невесты были в скромных белых платьях, то ополченцы — в камуфляже. Женихи попали в Москву на лечение после ранений на Саур-Могиле и под Карловкой. Одному из них на свадьбу пришлось отпрашиваться у главврача больницы, впереди — серьезная операция. Подарком стали ордена ДНР «За воинскую доблесть». На сколоченном на скорую руку свадебном столе стояли борщ и вареники.

Одно из главных пожеланий молодым было: за мирную жизнь!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26642 от 6 октября 2014

Заголовок в газете: Настоятель храма на одесской крови

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру