Стандарт выживания-2

Наталья ХОРОВА, зам. министра здравоохранения РФ: «Стало меньше необоснованных госпитализаций, сокращены сроки лечения в стационарах, увеличены объемы стационарзамещающей помощи»

30 октября 2014 в 17:49, просмотров: 2953

Какие медицинские гарантии россиянам намерено обеспечить государство в ближайшей перспективе — вопрос не праздный. Крайне важно, сколько на эти цели будет отпущено финансовых средств из госбюджета. Смогут ли наши граждане получить бесплатные медицинские услуги (и сохранятся ли они вообще)? Будут ли сокращаться больницы и поликлиники по всей России, что уже происходит в столице?

Стандарт выживания-2
фото: Геннадий Черкасов

В минувшем августе на общественное обсуждение представлен проект постановления Правительства РФ «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». В нем многое прописано. Одно из положений, заложенных в этом проекте, — стандарты оказания этой бесплатной медицинской помощи.

В минувшую пятницу в «МК-докторе» была опубликована точка зрения члена Общественной палаты и директора Фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье» Эдуарда Гаврилова, утверждавшего, что данный проект «в нынешнем виде принимать нельзя». Его аргументы оспорила зам. министра здравоохранения РФ Наталья Хорова. Ее позиция тоже заслуживает внимания.

Закон порядка требует

— Минздрав России неоднократно озвучивал, что стандарты медицинской помощи — это только малая часть всей стандартизации, необходимой для эффективно работающей системы здравоохранения, — сообщила «МК» Наталья ХОРОВА. — Что касается обязательности их исполнения, то ответ на этот вопрос содержится в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которому медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Нетрудно заметить, что в соответствии с данной нормой обязательными для исполнения на территории Российской Федерации являются только порядки, а не стандарты.

В настоящее время наряду со стандартами используются клинико-статистические группы (КСГ), которые предусматривают более справедливое распределение финансовых средств при оплате медицинской помощи в зависимости от реальных затрат медицинской организации и стимулируют эти организации к эффективному использованию ресурсов. Так, за 2012 год Минздрав совместно с экспертами разработал российскую модель клинико-статистических групп. В большинстве регионов, внедривших КСГ в прошлом году, уже наблюдаются позитивные перемены: стало меньше необоснованных госпитализаций, сокращены сроки лечения в стационарах, увеличены объемы стационарзамещающей помощи. В результате в рамках одних и тех же объемов финансовых ресурсов стало возможным повысить зарплату медработникам, увеличить расходы на лекарства, применять более современные технологии.

Особенно хотела бы отметить, что Минздравом России активно совершенствуется нормативная база, обеспечивающая для всех регионов России единые принципы тарифной политики и использования единых методов оплаты медицинской помощи. С 2013 года финансирование территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС осуществляется по единому нормативу финансирования, что позволило обеспечить бездефицитность данных программ, а также сокращение дифференциации: в большинстве регионов средняя стоимость лечения в целом соответствует нормативному значению. Если в 2011 году в 34 регионах отмечалось отличие от норматива оплаты более 50 процентов и в 33 регионах от 20 до 50 процентов, то в этом году не осталось ни одного региона, где бы отклонение превышало 50 процентов. И есть всего семь регионов, в которых отклонение от 20 до 50 процентов. То есть фактически ситуация выровнялась.

Зам. министра здравоохранения Наталья Хорова также дала разъяснение и по поводу выступления в Государственной думе зам. председателя Счетной палаты Веры Чистовой, упрекнувшей в «нарушениях законодательства Минздравом и Федеральным фондом ОМС, которые приводят к недофинансированию системы здравоохранения в стране».

— Что же касается утверждения Счетной палаты о том, что ФФОМС нарушил Бюджетный кодекс и использовал не соответствующие прогнозу социально-экономического развития данные о численности населения, — пояснила «МК» Наталья Хорова, — следует отметить, что начиная с 2011 года при формировании бюджета ФФОМС на очередной финансовый год и плановый период применялась численность застрахованных лиц согласно данным персонифицированного учета, что соответствует законодательству об обязательном медицинском страховании. Никаких нарушений нет. Общая численность населения, использованная для расчетов параметров бюджета, соответствует прогнозу социально-экономического развития, составленного Минэкономразвития России.

Более того, на законопроект о бюджете ФФОМС на 2015 год и плановый период 2016–2017 годы получены положительные заключения Минфина России и Минэкономразвития России. Нужно также отметить, что предлагаемый Счетной палатой способ расчета численности застрахованных лиц неизбежно приведет в случае его реализации к снижению финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Кто прав, рассудит время.

Хорошая новость

Впервые в проекте Федеральной программы госгарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи на 2015–2017 гг. в качестве приложения включен перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи с указанием методов лечения и источников ее финансового обеспечения. «Согласно перечню финансирование 1007 наиболее сложных и затратных методов высокотехнологичной медицинской помощи будет осуществляться за счет субсидий из бюджета Федерального фонда ОМС, предоставленных федеральным медицинским организациям, включенным в перечень, утверждаемый Минздравом России, — прокомментировала этот факт директор Финансово-экономического департамента Минздрава России Любовь ПИСАРЕВА. — А также через бюджеты территориальных фондов медицинским организациям в регионах. Таким образом, эти виды высокотехнологичной медицинской помощи не только смогут сохранить текущее финансирование, но и увеличить его».

Она также пояснила, что 459 широко растиражированных высокотехнологичных методов лечения будут финансироваться за счет субвенций, выделяемых из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Кроме того, регионы смогут устанавливать дифференцированные нормативы объема оказания медицинской помощи населению с учетом половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, уровня и структуры заболеваемости, а также климатогеографических особенностей регионов.

Это позволит регионам корректировать подушевые нормативы финансирования из средств региональных бюджетов с учетом потребности населения в медицинской помощи и особенностей регионов. То есть поможет более эффективно использовать средства, сократить дефицит финансового обеспечения территориальных программ.

«Таким образом, предусмотрен механизм, при котором Минздрав не позволит регионам снижать объемы медицинской помощи без учета потребностей населения региона, — делает вывод Писарева. — А структура оказания медицинской помощи населению будет сформирована из реальных потребностей того или иного региона. Ранее общий объем оказания медицинской помощи в регионах рассчитывался исходя из среднего норматива для всей страны».

Также в проекте этой программы установлены предельные сроки ожидания плановой медицинской помощи и проведения отдельных диагностических обследований.

Требовать, а не просить. Конституция РФ гарантирует...

Как известно, наше право на бесплатную медицинскую помощь гарантировано Конституцией РФ. В статье 41 (часть 1) Основного закона закреплено право каждого гражданина России на охрану здоровья и медицинскую помощь. И специально оговорено: медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Так что Конституция РФ гарантирует...

Но некоторые эксперты уже предрекают значительное сокращение финансирования здравоохранения России. Да даже если и не будет урезания финансов, насколько возможно сегодня в нашей стране получить эту бесплатную медицинскую помощь? «Не смешите, — ответит вам любой житель, например, Москвы. — Бесплатная качественная помощь сейчас — это что-то из области фантастики». И будет прав.

Проблема, с которой сталкиваются москвичи при обращении в государственные и муниципальные медучреждения, — зачастую невозможность ее получить, тем более бесплатно. В столице взят курс на сокращение поликлиник, больниц. Абсолютное большинство поликлиник в городе стали филиалами амбулаторно-поликлинических центров. Из поликлиник по месту жительства «изъяты» узкие специалисты. Эти медучреждения шаговой доступности перестали оснащать современной техникой. И теперь, чтобы сделать обследование, надо сначала записаться в филиале, дождаться своей очереди, а потом еще и добраться на транспорте до амбулаторно-поликлинического центра, объединившего в своем составе 5–6 поликлиник.

Добавьте сюда еще и активную переориентацию государственных и муниципальных медучреждений Москвы на оказание платных медицинских услуг. (Хотя Конституция гарантирует, а программы госгарантий, разрабатываемые на ее основе, предусматривают «бесплатное лечение, профилактику, реабилитацию и адаптацию гражданина к нынешним условиям жизни».) И ни о каком равенстве в получении медуслуг на всей территории РФ речь вести не приходится.

Что это, если не декларативность конституционного права на бесплатную медицинскую помощь? Ущемление пациента в праве на ее получение, конечно, является нарушением действующего законодательства, причем на самом фундаментальном, конституционном уровне. Правы некоторые эксперты, полагающие, что действующее законодательство в части реализации конституционных прав граждан России на бесплатную медицинскую помощь нуждается в совершенствовании по целому ряду направлений. И что касается гарантий государства на действительно бесплатную помощь, и что касается контроля за расходованием бюджетных средств, и что касается участия (а скорее безучастия) работодателей в оздоровлении своих сотрудников на законодательном уровне...

Какие бы программы, указы, распоряжения в области здравоохранения, в том числе и на уровне Правительства РФ, ни принимались, центральной фигурой был, есть и будет пациент. Он не проситель, а носитель конституционного права на охрану своего здоровья. И имеет абсолютное право требовать от государственных и муниципальных медучреждений бесплатной и качественной медицинской помощи, признанных в мире адекватных стандартов лечения.

...Разговор на эту тему намерены продолжить.



Партнеры