Борис Титов рассказал о патентах и налоговых каникулах для малых предпринимателей

«В тень ушел микробизнес - водители, швеи, репетиторы...»

С 2015 года в России будут введены патенты для самозанятых граждан, а также двухлетние налоговые каникулы для вновь созданных малых предприятий. Таким образом планируется вывести из «тени» миллионы россиян. Как отмечают эксперты, сейчас Россия нуждается в дополнительных стимулах к переходу из нелегального поля на законную основу. Впрочем, не обойдется из без подводных камней. О том, чего ждать от нововведений, рассказал «МК» уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов. 

«В тень ушел микробизнес - водители, швеи, репетиторы...»

- Борис Юрьевич, как вы сейчас оцениваете условия в России для малого и среднего бизнеса? Над чем еще стоит поработать?

- В целом среда в России достаточно комфортна. У нас одна из самых продвинутых систем регулирования. Простые процедуры регистрации, облегченная форма бухгалтерской отчётности, масса федеральных и региональных программ поддержки. Но проблем у малых предпринимателей хватает.

Более половины обращений ко мне от субъектов малого и среднего предпринимательства. Здесь много причин. В силу скромных размеров бизнеса эту категорию предпринимателей легче «обидеть», нанести критичный ущерб. Но, кроме точечных обращений о нарушениях, к примеру, в ходе проверок, есть и обращения системные, в том числе и коллективные.

Так, жизнь показала, что предел налогообложения в России достигнут и любое повышение фискальной нагрузки приводит к уходу предпринимателей в тень, или вообще к закрытию бизнеса. Это хорошо видно на примере с повышением в 2013 году ставки социальных страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. Мы за год потеряли более полумиллиона ИП. Сейчас удалось ситуацию выправить, но компенсировать эти потери еще не удалось. Сейчас приток новых ИП исчисляется десятками тысяч, а уходили сотнями тысяч. И вернуть на рынок – приоритетная задача.

Изменить нужно еще многое. Но главное – изменить отношение власти к малому бизнесу. Он не должен восприниматься как источник пополнения бюджета, как «дойная корова». Малый бизнес – прежде всего социальная функция, он обеспечивает миллионы людей рабочими местами, а население – товарами и услугами повседневного спроса.

- Как сейчас выстраивается диалог между бизнесом и властью? Есть понимание?

- Диалог идет постоянно и власть весьма благосклонна к идеям развития малого и среднего предпринимательства. Многие наши инициативы находят поддержку. В моем ежегодном докладе Президенту проблемам МСП был посвящен отдельный раздел. Мы не только диагностировали проблемы, но и сразу предлагали пути решения. Сейчас многие из наших предложений согласованы и находятся в стадии реализации.

Среди них - меры по стимулированию муниципальных органов власти к развитию на их территориях МСП (мы предлагаем оставлять в муниципалитетах 75% от прироста налогов от МСП), отсрочка закрытия открытых рынков до 2020 года, мораторий на проверки для МСП, налоговые каникулы для новых компаний и ИП, патенты для самозанятых граждан. Последние две инициативы уже находятся в виде законопроектов в Государственной Думе и, мы надеемся, вступят в силу с 1 января 2015 года.

- Чем была вызвана необходимость введения новой категории предпринимателей – «самозанятые»? Как это будет работать?

- Полмиллиона ИП, которые ушли в тень или закрылись – это микробизнес: водители, швеи, репетиторы, ремонтники и т.д. Этот сектор нужно восстанавливать, выводить его на свет. А то потом удивляемся, что в России 25 миллионов человек неизвестно чем заняты. Чтобы эти люди снова поверили государству, легализовались, нужно максимально упростить процедуру их регистрации и процедуру взаимоотношений с налоговыми органами. Поэтому для тех индивидуальных предпринимателей, которые не используют наёмный труд, вводится термин «самозанятые», а для осуществления своей деятельности им вообще не надо будет регистрироваться, а всего лишь купить патент в Налоговой службе. Равно при прекращении предпринимательской деятельности нет нужды сниматься с учета, так как статус предпринимателя будет снят автоматически по истечении срока патента. Минимальная стоимость патента составит – 6 тысяч рублей в год, т. е. 500 рублей в месяц.

- Однако конечную стоимость патентов будут определять субъекты. Не получится ли так, что она окажется настолько высокой, что вести бизнес по упрощенке будет дешевле?

- Особо сильно со стоимостью патента не поиграешь, да и нет у региональных властей каких-то особых стимулов ставить заградительные барьеры для самозанятых в виде завышенной цены. Этого мы не опасаемся. А вот то, что многие регионы могут не воспользоваться своим правом ввести «налоговые каникулы», вполне реально.

- Какие еще «подводные камни» могут ожидать эти реформы?

- К примеру, налоговые каникулы коснутся только тех субъектов МСП, которые заняты в сфере производственного, социального и инновационного бизнеса. Для нас принципиально, чтобы в понятие «производственный малый бизнес» входил сельскохозяйственный сектор (кроме торговли), так как больше всего теневой сектор характерен для сельской местности и малых городов.

Так же нам не удалось добиться, чтобы платёж за патент был единственным для самозанятых. Им по-прежнему придется отдельно платить социальные страховые взносы. Это может многих отпугнуть. Ведь даже если эти платежи будут маленькими – это все равно бумажная волокита, а речь идет о людях, слабо подкованных юридически. Правительство объясняет это тем, что наши социальные фонды – пенсионный, социальный и медицинский – имеют разные системы учета средств. Но нас заверили, что сейчас начата работа по их унификации и в скором времени платеж за патент все же станет исчерпывающим. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру