Школа как фактор российской ай-ти-революции

Подготовкой профессиональных ай-тишников займется среднее образование

В ближайшем будущем школьную информатику ждут революционные перемены, заявили во вторник участники круглого стола «Будущее российского ай-ти-образования: новые форматы школьного обучения». Дефицит ай-ти-специалистов разного профиля в России превысил 350 тыс. человек. И чтобы восполнить этот провал подготовкой ай-тишников займутся не только вузы и колледжи, но и средние школы. Уже отобраны 10 регионов с особой ставкой на развитие информтехнологий.

Подготовкой профессиональных ай-тишников займется среднее образование

- Российская школа и сегодня продолжает учить по моделям общества индустриализации, заложенным в далекие 20-е годы ХХ века. В том числе — и по предметам, о которых тогда никто и не думал,- констатировал директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков.- Сейчас эти модели безнадежно устарели, и в полной мере это относится к информатике. Школьников не только надо знакомить с новейшими электронными технологиями, но вооружать ай-ти-компетенциями, независимо от их будущей профессии, а, главное, развивать творческое мышление, присущее ай-ти-среде. Условия для этого налицо: у нас подрастает поколение латентных инженеров: 13-летки, выросшие на игре со своими айфонами и айпэдами. И наша задача — не упустить это поколение, как упустили предыдущие.

Впрочем, не стоит обольщаться, считает исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информтехнологий Николай Комлев: «В России стало больше потребителей новых ай-ти-технологий. Но нужны — создатели. А их у нас дефицит, который сначала мы пытались восполнить за счет выпускников вузов, затем — колледжей, а теперь мы ориентируемся на школу». Именно ей в ближайшем будущем и предстоит готовить специалистов - ай-тишников.

Действительно, «ай-ти отрасль испытывает серьезные кадровые проблемы,- подтвердил директор департамента Минсвязи и массовых коммуникаций Евгений Ковнир.- Дефицит айти-специалистов в России составляет 350 тыс. человек, и до 2020 года проблема будет только усугубляться. Правда, в 2015 году Минобрнауки увеличит количество бюджетных мест в вузах для данного направления подготовки на 3-4% по сравнению с 2014 годом, а в 2016-м — на 10% по сравнению с 2015-м». Но этого для решения проблемы недостаточно. И уже в этом году в пилотном режиме опробованы новые сквозные образовательные ай-ти-трэки в средней школе. А с будущего года, дал понять Ковнир, может начаться их широкое внедрение. школах. Правда, здесь есть серьезные проблемы.

К примеру, в Москве опробован (пока в качестве факультатива) курс «Полезный интернет», а пять школ в порядке эксперимента перешли на обучение только по электронным носителям. Однако внедрению новшеств в массовом порядке препятствует общая неподготовленность учителей, дал понять столичный министр информтехнологий Артем Ермолаев: 33% преподавателей в Москве старше 55 лет, еще столько же относятся к возрастной группе 30-55 лет, и с ай-ти-технологиями в силу этого не дружат. В лучшем случае - владеют устаревшими электронными языками вроде Паскаля. «А пока менторов не научим, и добиваться качества преподавания бессмысленно»,- констатировал он.

Лучше поставлено дело в Татарстане, рассказала исполнительный директор республиканского Центра информтехнологий Татьяна Камалетдинова. Для школьников здесь придумали конкурс по приобщению родителей к электронным журналам и дневникам, а победителей награждают айпэдами и ноутбуками. Создаются ученические ай-ти-старт-апы, где ребята постигают, что ай-ти сфера — это не только программисты, но также маркетологи, аналитики, дизайнеры и т.п. 38 рес публиканских школ с ай-ти-специализацией и 53 центра компетенций ай-ти-образования для учителей также сделали свое дело. Если несколько лет назад 10% школ считались по ай-ти-комптенциям передовыми, еще столько же отстающими, а остальные - середняками, то сейчас отстающих практически не осталось, а сильных стало 65%. Теперь этот опыт пойдет «вширь». Уже в ближайшем будущем будет определен десяток регионов, которые сфокусируются на развитии ай-ти-технологий (в их число, как стало известно «МК», войдут Татарстан и Москва). А айтишников начнут готовить не только в вузах и колледжах, но и в средних непрофессиональных учебных заведениях. Как уверяют учителя, «ребенок, который сдал ЕГЭ по информатике на 80 баллов и выше, является очень хорошим специалистом».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26699 от 15 декабря 2014

Заголовок в газете: Школа как фактор российской IT-революции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру