Без военных спец-курьеров страна смогла прожить лишь 10 дней

Конвой для портфеля

Сегодня по современном российскому календарю отмечается праздник в честь «почты особой важности» – День сотрудников Государственной фельдъегерской службы, которая наряду с ФСБ и другими спецслужбами является «составной частью сил и средств обеспечения безопасности Российской Федерации». Пользуясь столь подходящим поводом «МК» рассказывает о некоторых страницах биографии этой фактически засекреченной «спец-организации».

Конвой для портфеля

«Заковыристый» термин, в котором соседствуют твердый и мягкий знак, появился в России более двух веков назад. Датой «рождения» российской фельдъегерской службы принято считать 17 декабря 1796 года, когда Павел I подписал указ об учреждении Фельдъегерского корпуса. Это была отдельная воинская часть для выполнения поручений по осуществлению связи, а также специальных поручений Его Величества.

В штате поначалу числился 1 офицер и 13 фельдъегерей. На служивых обрушился вал ответственных заданий – доставка правительственных документов по разным уголкам России и за границу, выполнение личных заданий, получаемых от государя. В итоге потребовалось спешно расширять штаты. С учетом важности их работы фельдъегерей набирали из армейской элиты – из личного состава Лейб-гвардии Кавалергардского, Преображенского, Измайловского, Семеновского и других гвардейских полков.

Чаще всего императорским фельдъегерям поручали возить секретные бумаги. Кроме того именно они доставляли крупные партии денег, драгоценностей, сопровождали к месту ссылки самых опасных государственных преступников, во время войны привозили в действующую армию ордена для награждения героев...

Фельдъегерская служба оказалась чуть ли не единственным госучреждением, которое пережило все российские катаклизмы ХХ века. Хотя власть в стране сменилась, но ведь секретные документы не исчезли, и доставлять их все равно надо! «Старорежимная» фельдслужба после революции обслуживала сперва Временное правительство, а потом и товарищей-коммунистов.

2 мая 1918-го на базе Фельдъегерского корпуса создали Службу внешней связи при Управлении по командному составу Всероссийского Главного штаба. Позднее, в августе 1921 г. была образована фельдъегерская часть в структуре ВЧК, преобразованная вскоре в Фельдъегерский корпус. На него была отныне возложена доставка иногородней корреспонденции СНК, ЦК ВКП(б), ВЦИК, ВЦСПС, важнейших наркоматов, Госбанка. Кроме того большевики придумали спец-курьерам и еще одно дело: в предвоенные годы учетные карточки членов ВКП(б) пересылались из райкома в райком только при помощи фельдъегерской связи!

За 200 с лишним лет в нашей стране лишь единожды была предпринята попытка упразднить фельдсвязь. Никита Хрущев, желая «сэкономить», решил было передать обязанности военных курьеров их гражданским коллегам. Но высшие инстанции в СССР смогли продержаться без фельдъегерей лишь 10 дней. За это время с пересылкой важных бумаг произошла такая путаница, что это стало угрожать безопасности государства. Пришлось в спешном порядке все «отрабатывать назад».

Важнейшее качество для фельдъегеря – самоотверженность. Ведь для сотрудников фельдсвязи та корреспонденция, которую нужно доставить по назначению, бывает дороже собственной жизни. Случись на маршруте какое-нибудь ЧП, каждый из этих людей должен любой ценой сохранить вверенные для доставки документы, не допустить, чтобы они попали в чужие руки. А экстраординарные случаи бывали в практике Фельдъегерской службы не однажды. Вот лишь несколько историй.

В сентябре 1994-го в Москве у пересечения Нового Арбата с Гоголевским бульваром произошла автоавария. У водителя фельдъегерской «Волги» внезапно случился сердечный приступ, и машина на скорости 90 км/час врезалась в столб. Фельдъегеря капитана Оленина при этом сильно покалечило и вдобавок ноги его защемило в искореженном кузове. На место происшествия приехали милиция и «скорая помощь», но истекающий кровью офицер никого к себе не подпускал. Он охранял вверенный ему портфель с документами до тех пор, пока не появился вызванный по телефону сотрудник ГФС и не взял корреспонденцию под расписку.

По инструкции фельдъегеря на маршруте не должны ввязываться в какие-либо конфликты, однако 5 июля 1983 года младшим лейтенантам А. Расчесову и В. Зубовичу, летевшим со спец-документами из Москвы в Таллин, пришлось нарушить это правило. В воздухе двое вооруженных преступников предприняли попытку угона самолета за границу, но офицеры фельдсвязи сумели обезвредить бандитов.

Много опасностей выпало на долю сотрудников в годы Великой Отечественной. Зимой 1942-го из Туапсе в осажденный Севастополь отправились на пароходе двое фельдъегерей со срочными оперативными документами для военного командования. В сорока милях от берега судно подорвалось на мине. Один из офицеров спец-связи погиб, а другой, Г. Филиппов привязал на спину увесистый мешок с документами и бросился в море. Он плавал в ледяной воде, из последних сил держась за обломок доски, но даже не пытался избавиться от поклажи. Лишь несколько часов спустя фельдъегеря спас подошедший к месту трагедии советский сторожевой катер.

К «кондициям» спец-курьеров всегда предъявлялись повышенные требования – не только по части физической подготовки, но и по уровню дисциплинированности.

– Каждый новичок в течение нескольких недель должен заниматься на курсах первоначальной подготовки, – рассказал корреспонденту «МК» один из бывших офицеров-фельдъегерей. – Ведь у курьеров фельдслужбы своя специфика: нужно уметь бороться даже с тремя противниками, при этом не выпуская из рук портфеля с корреспонденцией! В такой ситуации упор делается на то, чтобы действовать против нападающих ногами. В числе других, уже отнюдь не боевых приемов будущим фельдъегерям показывают, например, как надо подходить к рабочему столу высокопоставленного чиновника, чтобы у его хозяина не возникло подозрений, что курьер пытается рассмотреть лежащие там документы... Во время службы офицерам ГФС приходится много тренироваться на борцовском ковре, а кроме того зимой лыжные кроссы, летом – бег, плавание... Регулярно в расписании стрелковые упражнения. Они тоже специфические: пробежал 10 метров туда и обратно, отжался, подпрыгнул 10 раз и лишь после этого стреляешь по мишени...

– При следовании по маршруту нужно строго соблюдать технику безопасности, – продолжил мой собеседник. – Если идешь пешком – обязательно держишь свободную от поклажи руку на кобуре с пистолетом... В самолетах, в поездах, на теплоходах для спец-курьеров бронируются удобные места, отдельные купе. Посадка и высадка – отдельно от всех остальных пассажиров. Оказавшись в вагоне, следует сразу же запереться в отведенном помещении. В течение всей поездки – пусть она даже длится несколько дней, – практически никуда не выходишь. Питаться приходится сухим пайком, а спать – только по очереди, чтобы секретная корреспонденция ни на секунду не оставалась без присмотра.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру