Напряжение в сети

Электроэнергетика нуждается в особом внимании регуляторов

30.12.2014 в 10:00, просмотров: 1084

В конце декабря после Дня энергетика, который праздновался 22 декабря, «МК» по традиции подводит итоги в этой важной отрасли. Уходящий год оказался сложным для российской энергетики. Замедление экономического роста, девальвация рубля, негативный фон на фондовом рынке, вызванный Украиной и санкциями, сделали электроэнергетику непривлекательной для инвесторов. Особенно трудно пришлось компаниям из сетевого сектора, чьи тарифы на передачу электроэнергии государство с 1 июля «заморозило», а реформа отрасли фактически остановилась.

Напряжение в сети
Фото: Алексей Беккер

Итоги 2014 года для отечественной электроэнергетики вызывают противоречивые оценки. С одной стороны, несмотря на сложные экономические условия, компаниям сетевого сектора удалось добиться определенного прогресса. Так, в рамках подготовки к Олимпиаде за короткий срок удалось создать надежную современную электросетевую инфраструктуру в Сочи. С другой стороны, развитие энергетической отрасли тормозит ворох нерешенных проблем на законодательном уровне. «Реформы в сетевом секторе отложены потому, что регулятор стремится одновременно решить две разнонаправленные задачи. Первая -- максимизировать капитальные вложения со стороны сетевых компаний для модернизации мощностей. Вторая -- минимизировать рост тарифа. Поскольку эти задачи отчасти противоречат друг другу, для их одновременного решения требуется «ручное управление», а не системный долгосрочный подход, который предполагалось внедрить после реформирования», -- считает аналитик БКС Игорь Гончаров. По его мнению, приток частных инвестиций в электросетевую отрасль тормозится из-за двух причин: отсутствия конкретных шагов в направлении приватизации и недостаточной прозрачности решений регулятора.

«Сейчас для рынка нужен механизм привлечения инвестиций в отрасль. В первую очередь для модернизации изношенного оборудования (по образу ДПМ), возврата к «настоящему» RAB в сетях, при котором руководство компании имело бы мотивацию снижать издержки и получать приемлемый возврат на инвестиции», — отметил управляющий УК «Райффайзен Капитал» Антон Кравченко.

Инвестиционную активность зачастую сдерживают долги, которые принудительно перешли на баланс многих сетевых компаний в результате реформы РАО ЕЭС. Например, «Кубаньэнерго» при реформировании вышла на свободный рынок, имея долг на 8 млрд рублей. На баланс «МРСК Сибири» с первого дня создания реформаторы повесили 7,3 млрд рублей. Похожая ситуация у «Ленэнерго» — 5,6 млрд рублей, которые пришли в том числе из генерации. Механизмы погашения этих задолженностей, которые увеличивают нагрузку на тариф, до сих пор не созданы.

По мнению некоторых экспертов, исправить положение сетевиков, а заодно и создать реальную конкуренцию на рынке электроэнергетики могли бы поправки в закон, снимающие жесткий запрет на совмещение сбытовой и сетевой деятельности. Если в честной борьбе сетевая компания победила на конкурсе и получила статус ГП, значит, она предложила лучшие условия. От нововведения выиграли бы не только сетевики, но и потребители – граждане и юридические лица.

На днях комитет Госдумы по энергетике поддержал поправки в закон об электроэнергетике, разрешающие территориальным сетевым организациям исполнять функции энергосбытовой организации и ГП. «Идея с разделением в России сектора электроэнергетики на сбыт, сети и генерацию не имеет экономических оснований, она не применяется ни в одной развитой стране мира: подобный либерализм отсутствует в США, Германии, Италии, Японии, не говоря уже о Китае. В результате такой реформы, по разным оценкам экспертов, российская энергетика пропускает через офшоры от 1 до 2 трлн рублей. Эти огромные деньги частично осели в офшорах», – отметил председатель Комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев. По его оценке, в худшем положении оказались сетевые компании, которые контролирует государство: в довесок к старым долгам, перешедшим им во время реформы из РАО ЕЭС, сетевики на свой баланс получили новые долги разорившихся сбытов. «Поправки в закон об электроэнергетике, разрешающие территориальным сетевым организациям исполнять функции энергосбытовой организации и гарантирующего поставщика, «застряли» в нижней палате российского парламента, так как не набирают необходимого числа голосов депутатов. Но я не собираюсь хоронить эту идею, поскольку это первый после реформы позитивный шаг в направлении здравого смысла», – заключил Иван Грачев.

Большую дискуссию вызвало и решение правительства сократить расходы малого и среднего бизнеса (МСБ) на подключение к электросетям. Напомним, с 1 октября 2015 года в плату за техприсоединение этих потребителей будет входить не более 50% инвестиций на строительство сетей к существующей инфраструктуре («последняя миля»). А с октября 2017 года потребители до 150 кВт будут подключаться бесплатно. Есть опасения, что владельцы малых компаний будут заказывать больше мощности, чем им нужно. Причем никакого штрафа за убытки сетевиков не предусмотрено. Поэтому льготы малому бизнесу придется оплатить всем остальным потребителям: эти средства заложат в тариф на передачу электроэнергии. Негативного эффекта можно избежать, только разработав механизм финансовой ответственности потребителей за потребление неполного объема мощности, уверены специалисты.

«Подвис в воздухе» и вопрос с финансовыми гарантиями на розничном рынке электроэнергии. На сегодняшний день, по информации ЗАО «Центр финансовых расчетов» совокупный долг всех потребителей (гарантирующие поставщики (ГП), сетевые и энергосбытовые компании без статуса ГП, прямые потребители) превысил 118 млрд рублей.

Недавно сбытовые компании обратились за помощью в Минэнерго: финансовая устойчивость некоторых игроков на фоне тотального удорожания кредитов в России и отсутствия доступа к западным рынкам капитала оказалась под вопросом. «Мы понимаем, что изменилась макроэкономическая ситуация. В министерство поступили письменные обращения энергосбытовых компаний и устные просьбы генерирующих предприятий о поддержке в решении проблемы с финансированием в условиях сложившейся ситуации на финансовом рынке», — заявил министр энергетики Александр Новак.

Опасаясь чрезвычайных ситуаций в отрасли, участники рынка просят государство изменить правила игры. Например, «Россети» предложили ряд инициатив, которые призваны помочь дальнейшему развитию компании и компенсировать ей выпадающие доходы. Среди наиболее заметных предложений -- ввести единый тариф на передачу электроэнергии, перевод всех «дочек» холдинга на единую акцию, создание на базе «Россетей» единой операционной компании.

Пока эти инициативы не поддержало государство. Но сигналы уже услышаны в правительстве. Все понимают, что стратегия развития электросетевого комплекса РФ нуждается в серьезной корректировке, поскольку она создавалась в период роста потребления электроэнергии. Но сегодня ситуация в стране в корне изменилась: объемы потребления электроэнергии заметно упали и продолжают снижаться. Поэтому правила игры должны соответствовать рыночным реалиям. Только тогда запланированные на 2014-2020 годы капиталовложения в генерацию и электросетевое хозяйство объемом 2,3 трлн руб. окажутся полезными и для экономики страны, и для граждан.

Сергей Кривянский



Партнеры