Устаревший стиль: к вопросу о переходе на юлианский календарь

Это дни, которых однажды в истории России просто не было

1, 2, 3 февраля 1918 года — этих дат никогда не существовало... Ничего апокалиптического — просто только что взявшие власть большевики перевели страну на григорианский календарь. Сразу за 31 января наступило 14 февраля. Спустя почти сто лет нас призывают к обратному переходу: в начале года Союз православных граждан потребовал вернуться к «старому стилю», юлианскому летосчислению. О том, почему этот прожект не следует поддерживать, на страницах «МК» рассуждает епископ Константин БЕНДАС, первый заместитель начальствующего епископа, управляющий делами Российского объединенного союза христиан веры евангельской.

Это дни, которых однажды в истории России просто не было

В Средние века считалось, что движение небесных тел определяется не законами природы, а официальной богословской позицией Святого престола. Прошло немало времени, прежде чем пришло осознание, что для познания Бога необходимы обе книги: и Священное Писание, и книга природы. И изучать каждую из них надо соответствующими ей средствами. Казалось, вопрос был разрешен раз и навсегда, но, как ни удивительно, и сегодня находятся люди, которые считают, что законы природы зависят от идеологии. Как еще можно понять предложение Союза православных граждан о возвращении к юлианскому календарю?

Желание, с одной стороны, очень понятное: действительно, странно праздновать Новый год до Рождества Христова.

Наше летосчисление ведется именно от Рождества Христова. Оставим в стороне споры о том, когда именно родился Спаситель, — этого никто точно установить не может. Но уже к IV веку в церкви окончательно сформировалась традиция празднования дня Его рождения в день зимнего солнцестояния — 25 декабря. Тем самым вытеснялись языческие сатурналии — праздники, посвященные рождению солнца. Ведь именно 25 декабря день начинает увеличиваться, а ночь отступает. Библейский образ Христа как Солнца Правды как нельзя лучше подходил для переосмысления происходящего в природе с позиций христианского монотеизма, а не языческого многобожия. И постепенно безудержный разврат и оргии, сопровождавшие сатурналии, были вытеснены рождественскими традициями. 

Часто возникает вопрос: почему же тогда отсчет новой эпохи начинается не со дня Рождества, а через неделю после него? Ответ простой: дело в том, что Иисус Христос был по национальности евреем, а в еврейской культуре имя ребенку давали на 8-й день, когда совершалось обрезание, и он становился частью народа Завета. В каком-то смысле только с этого дня и считалось, что человек по-настоящему живет. Потому и новое летосчисление было принято считать с 8-го дня после Рождества. Сейчас же происходят странные вещи: сначала вся страна празднует Новый год, а лишь после этого — Рождество. Логики действительно никакой.

Кроме того, до Рождества длится Рождественский пост — пожалуй, один из самых строгих постов в православной церкви. Согласно церковному уставу во все дни поста исключаются мясные, молочные продукты и яйца. Как при этих требованиях можно лакомиться оливье? А ведь это непременный атрибут новогоднего стола для большинства россиян. Как можно участвовать в новогодних развлечениях, ведь пост — воздержание далеко не только от пищи? Действительно, намного логичнее поститься до Рождества, а затем праздновать в течение целой недели, от Рождества до новолетия — рождение Спасителя.

Все это верно, и было бы много более логично привести церковный календарь в соответствие… нет, даже не со всем миром, а с астрономией! Ведь юлианский календарь плох только тем, что каждые 128 лет происходит отклонение в 1 день от движения Земли вокруг Солнца. Чем, собственно, и была вызвана его реформа в конце XVI века Папой Римским Григорием XIII (откуда и название нового календаря — григорианский). Благодаря этой реформе Рождество снова стало приходиться на время зимнего солнцестояния — как символ того, что Христос есть Солнце Правды.

Однако в Союзе православных граждан, видимо, астрономию не любят. Возможно, считают ее не православной наукой? В самом деле: Коперник и Галилей — католики, Ньютон и Кеплер — протестанты… А календарь носит имя Римского Папы — тоже как-то не по-православному… Вот только юлианский календарь в этом смысле уж совсем не ортодоксальный, поскольку и разработан языческими астрономами, и назван в честь Юлия Цезаря — человека, далекого не только от христианства, но даже от монотеизма.

Надо сказать, что в православной традиции есть примеры куда более здравого подхода. В конце XIX века сербским астрономом Милутином Миланковичем был предложен новоюлианский календарь, основанный даже на более точных по сравнению с григорианским исчислениях (при этом в повседневном употреблении григорианский и юлианский календари полностью совпадают). Не случайно большинство православных церквей (7 из 11) уже перешли на «новый стиль». В Русской православной церкви переход на новоюлианский календарь обсуждался на Поместном соборе 1917–1918 гг., затем он был введен в 1923 году как церковный календарь избранным на Поместном соборе патриархом Тихоном. Однако сопротивление части иерархов церкви, воспринявших это нововведение как «уступку безбожной власти», вынудило патриарха «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Не лучше ли, вместо того чтобы возвращать ошибочное с точки зрения астрономии летосчисление, вернуться к решениям Поместного собора и патриарха-мученика?

Возможно, некоторые «православные граждане» не уважают астрономию. Невежество никого не украшает, но в конце концов это свободный выбор каждого человека. Возможно, им даже безразличны экономические потери, которые несет наша страна во внешней торговле из-за расхождения времени рождественских праздников с остальным миром. Хотя, если им и правда все равно, какие ж они после этого «граждане»? Но если им безразличны решения Поместного собора и патриарха собственной церкви, то они уже не только не граждане, но и не православные...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру