России нужен новый лидер

в каждом конкретном подростке

в каждом конкретном подростке

...Из общения с Глебом было понятно, что он примерный ученик в школе, но при этом застенчив, старается всем угодить и никого не обидеть. Все слова произносил полушепотом, чтобы никому «не мешать». В походе Глеб по привычке хотел все ситуации решить с помощью компромиссов, но выходило, что он шел на уступки. И наконец настал черед Глеба стать «лидером дня».

С утра он объявил утреннюю зарядку. Один сказал, что у него болит спина, у другого была мозоль на ноге. В итоге на зарядку вышли всего трое, включая самого Глеба. При выходе на маршрут Глеб предложил зайти на родник, чтобы набрать воды, но команда (пять человек) хором заявила, что возвращаться назад целых сто метров не хочется. Пошли без воды. Всю первую половину дня Глеб пробовал ориентироваться, но получалось неважно, группа то и дело шла по тропинкам, которые обрывались. Глеб постоянно извинялся. Припекало солнце, запасы воды закончились...

В итоге Глеб понял, что ждать помощи не от кого, и с вдруг появившейся уверенностью продолжил путь. Видимо, напрягая всю силу воли, он через несколько километров привел группу к роднику. Ребята радовались. Но какова была радость Глеба! Это была его первая маленькая победа. Через полчаса Глеб остановился, чтобы подождать двух отстающих девочек. Один из парней предложил продолжить движение: «Чего ждать — сами догонят!» Глеб возразил: «Нет, будем ждать». «Почему?» — переспросил парень. И тут Глеб, наверное, впервые в жизни твердо ответил: «Потому что я так сказал».

Правильны ли последние слова Глеба — неизвестно, но речь не о форме, а о сути. Он почувствовал себя лидером, ответственным за других, — вот что точно правильно и похвально.

Почему я привел этот пример из прошлогоднего турпохода по Краснодарскому краю?

Потому что убежден: в каждом ребенке заложено ценное зернышко, которое при правильном поливе может дать ростки лидерских качеств. И потому, что я ежедневно наблюдаю примеры небрежного отношения к этому зернышку со стороны окружающих.

Говоря прямо, его просто топчут. А если учесть, что вся наша цивилизация — благодатная почва для несамостоятельности, то получается этакий двойной прессинг, с детства убивающий в человеке лидера: окружающие люди + окружающая среда.

Мне кажется, центры раннего развития детей так сильно нужны сейчас именно потому, что есть тотально оглупляющая среда. Которую я условно обозначаю как «телевизоры — застежки на липучках — микроволновки».

Мой ребенок не завязывает шнурки на обуви, зато потом за приличные деньги продевает веревочки сквозь деревяшечки в развивающем центре. Это простейший пример из раннего детства. С возрастом проблема не исчезает, а только усугубляется. Насмотревшись на подростков, которые не могут самостоятельно уложить вещи в сумку или ждут, когда их развлекут, накормят, научат, я понял, что с этим надо что-то делать. Тогда в голове и стала прокручиваться схема — попытки соединить путешествие с формированием самостоятельной личности. В результате и личной практики, и чтения научных трудов на эту тему в голове сформировались пять главных принципов, которые мы с отцом, Дмитрием Шпаро, положили в основу действующих в Карелии и Краснодарском крае детских программ «Большое приключение». Но верны они не только для путешественников — надеюсь, в той или иной мере они пригодятся всем.

1. Долой подсказки. Родители торопятся подсказать готовое решение любой проблемы, Интернет содержит ответы на все домашние задания. Скажите, когда ребенок будет думать? И что случится, когда он останется один на один с проблемой? У нас в походе задача инструктора — оставить каждого наедине с картой, компасом и товарищами, за которых ТЫ сегодня несешь ответственность. Мы тебе дали умения — читать карту, пользоваться компасом, потом поставили в непростую ситуацию, а далее — действуй!

2. Не боимся ошибок. Подросток сам вел группу, но привел ее не в ту точку. Дети сами готовили ужин, но каша сгорела, и они пьют чай с печеньем и сыром. Ключевые слова здесь — «сам», «сами». Поверьте, никто еще не умирал с голоду, не съев кашу на ужин. Но тысячу «правильных» ужинов никто потом и не вспомнит, а горелую кашу будут вспоминать долго. Негативный опыт бесценен, а способность превратить его в положительные эмоции вообще мало с чем сопоставимо по значимости.

3. Не боимся брать ответственность. Сейчас норма — один-два ребенка в семьях, и часто эти дети вырастают в условиях гиперопеки и абсолютного незнания, что такое нести за кого-то ответственность. Отвести маленького брата в детсад, приготовить уставшей маме поесть — нечто из области фантастики. Ребенок даже не представляет, что забота о ком-то может приносить удовлетворение. А в походе тебе дают опекать группу, и от тебя зависит, куда твои товарищи придут, что поедят и как отдохнут. Поначалу страшит даже сама мысль, но лишь до того момента, как начнет получаться. Зернышко дает ростки. На следующий день ты уже можешь советовать своему преемнику, а в городе поможешь обалдевшей от неожиданности маме.

4. Учимся терпеть дискомфорт и преодолевать трудности. Поразительно, но некоторые современные подростки не знают, что такое промокнуть под дождем! Подъезд — машина — школа — машина — секция — дом. Нередкая сейчас схема. Но самостоятельной личностью не может стать человек из оранжереи. Подростку надо почувствовать ветер, дождь, познать усталость, преодолеть нытье от любого дискомфорта. Когда мама хватается за сердце — «Мой ребенок промочит ноги!» — она не учитывает, что, во-первых, пока ребенок двигается, он не замерзает даже мокрый, а во-вторых, пока он не промокнет, он не научится быстро менять и сушить одежду. И да — некоторые полезные в жизни знания/навыки стоят (о, ужас!) насморка.

5. Учимся управлять коллективом, учитывая чужое «я». Странное сочетание наблюдается во многих нынешних детях: сам сделать шаг боюсь, ответственность на себя не возьму, а вот других со своим мнением считаться заставлю во что бы то ни стало! Но чему удивляться? Многие с детства закормлены похвалами так же, как и готовыми решениями. Результат: я ничего не делаю, но я самый лучший. И попробуй сдвинуть такого ослика с места, попробуй переубедить. Это тоже хорошая задача для будущего лидера: в твоей группе есть еще два-три-четыре мнения, не обязательно совпадающих с твоим, а надо не стать «лебедем, раком и щукой», пройти маршрут. С другой стороны, на следующий день один из упрямцев сам становится руководителем и многое понимает уже на собственной шкуре. Опыт показывает: после этого человек не так оголтело отстаивает свою точку зрения, учится слышать других, способен к взаимодействию с окружающими.

Это — главные опорные точки моих размышлений над вопросами, почему многие умные, талантливые, да просто классные мальчишки и девчонки у нас — такие ведомые, такие пассивные и не могут сделать шаг. Наши программы детских лагерей во многом включают то, что необходимо для преодоления антилидерских установок у подростков. Но кажется абсолютно нелишним развивать это направление во всей стране, если России нужны самостоятельные, активные личности.

Пример Глеба, с которого я начал, нужен для «закрепления материала». Пример один, но только за прошлое лето их набралось — сотни.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру