Мнения чиновников о состоянии здравоохранения резко разошлись

Российская медицина скорее жива, чем мертва

Два диаметрально противоположных мнения на состояние российского здравоохранения прозвучали 25 февраля в ходе парламентского часа в Госдуме РФ. Так, министр здравоохранения Вероника Скворцова обрисовала радужную картину с не менее радужными перспективами. В то время как аудитор Счетной палаты Александр Филиппенко безжалостно обозначил все проблемы и слабые места российской медицины. Депутатам оставалось только делать собственные выводы.

Российская медицина скорее жива, чем мертва
В 2014 году 59 регионов страны приняли программы здравоохранения с дефицитом в 109 миллиардов рублей, а в этом году дефицит вырастет еще больше.

Госпожа Скворцова традиционно сделала упор на достижениях отечественного здравоохранения. Рассказала о беспрецедентном (в 3–4 раза) снижении уровней материнской и младенческой смертности и достижении этими показателями «исторического минимума». А вот показатели ожидаемой продолжительности жизни россиян, по ее данным, достигли «исторического максимума» — теперь соотечественники в среднем доживают до 71 года (женщины — до 76,5 года, мужчины — до 65,4 года). Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в России неуклонно снижается (на 6,4% за прошлый год), от туберкулеза — тоже (на 11%). Болезни у народа стали выявлять лучше и на ранних стадиях — в прошлом году диспансеризацией было охвачено более 40 миллионов россиян. У каждого 12-го россиянина нашли сердечно-сосудистую патологию, а 70% случаев рака выявили на ранних стадиях.

По прогнозам Скворцовой, в этом году ситуация продолжит улучшаться. Министр напомнила, что в 2015 году все медучреждения страны стали полностью финансироваться по тарифам обязательного медицинского страхования (ОМС). В том числе — скорая и высокотехнологичная медпомощь (ВМП). И хотя эксперты предрекают, что эта мера приведет к сокращению объемов ВМП, министр здравоохранения уверила депутатов в обратном: «В прошлом году объемы ВМП выросли на 40%, а в 2015 году мы намерены сохранить их и даже приумножить — если удастся сдержать цены на имплантируемую медицинскую технику».

Кроме того, Скворцова поделилась планами по улучшению качества образования и квалификации медицинских кадров, в том числе — о введении с 2016 года обязательной аттестации для медработников. Что же касается зарплаты врачей, то министр туманно выразилась, что сейчас главная задача — «удержать достигнутые результаты».

Доклад аудитора СП Александра Филиппенко вернул депутатов с небес на землю. Вначале Филиппенко напомнил слова президента о том, что страховая медицина в России так и не заработала. Рассказал о том, что в 2014 году 59 регионов страны приняли программы здравоохранения с дефицитом в 109 миллиардов рублей, а в этом году дефицит вырастет еще больше. При этом, по словам аудитора, должного мониторинга и контроля за выполнением программ Минздрава в стране нет. «Только отдельно проведенные проверки выявили нарушения на 23 миллиарда рублей», — подчеркнул он. Кроме того, до сих пор между медицинскими, страховыми организациями и Минздравом не подписано соглашение — а значит, нет юридических оснований для финансирования из средств ОМС ни одной клиники в стране. Аудитор подчеркнул, что тарифы на оказание медицинской помощи в стране снижаются (по его данным, стоимость одного случая болезни снизилась в среднем на 20%), в то время как объем платных медуслуг в государственных клиниках резко растет (в прошлом году — на 20%). Кроме того, непродуманная оптимизация выливается в массовые увольнения врачей.

Аудитор также коснулся других проблем — нарушений при закупках медицинского оборудования, неэффективного лекарственного обеспечения, незавершенного строительства высокотехнологичных медцентров, сокращения отечественного фармпроизводства… Выступление вдохновило депутатов на ряд острых вопросов. В том числе о том, в связи с чем в стране проводится оптимизация, которая ведет к массовым сокращениям врачей. Скворцова подчеркнула, что нет ни одного приказа о необходимости сокращения коек и медработников. Но есть требования к эффективности. «Койка должна работать 361 день в году, а не 279. В некоторых регионах сегодня стоматологов и урологов в 3–4 раза больше, чем требуется. Но население не должно чувствовать перемен в здравоохранении. Детские койки, койки родовспоможения сокращаться не должны. В основном оптимизация касается городов с численностью населения более 50 тысяч человек — и то при условии, что есть дублирующие мощности», — подчеркнула министр. Комментируя ситуацию с реформой здравоохранения в Москве, где, по данным депутатов, за последние 2 года сократилось 20 тысяч коек, Скворцова заявила: «Стратегически в этом регионе все было рассчитано верно, но тактически допущены ошибки. Мы их устраняем».

…Разрядить обстановку по традиции удалось Владимиру Жириновскому. Он заявил, что нечего тут как пономарям твердить о том, что у нас плохо, — об этом все и так знают. Сам же он знает, как решить некоторые проблемы. Например, как сократить количество абортов. Жириновский предлагает выдавать всем решившимся прервать беременность девочкам по 100 тысяч рублей за рождение ребенка — а детей у них отбирать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26750 от 26 февраля 2015

Заголовок в газете: Российская медицина скорее жива, чем мертва

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру