"МК" побывал на масштабной встрече издателей и почтовиков

Подписка и розница 2015

24-25 февраля в Москве руководители региональных СМИ из 20 регионов России, представители Почты России и Минкомсвязи России в буквальном смысле с утра до вечера обсуждали самые насущные вопросы: досрочную Всероссийскую декаду подписки, предстоящую подписную кампанию на 2-ое полугодие 2015 года, скидки Почты России региональным издателям, а также возможности региональных СМИ по розничному распространению своих газет и журналов в почтовых отделениях и другие актуальные темы. 

Подписка и розница 2015

В первый день, 24 февраля, состоялось заседание Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи России. С вступительным словом перед участниками выступили замглавы Минкомсвязи России Алексей Волин и председатель Экспертного совета, исполнительный директор Альянса руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС) Софья Дубинская.

Участники обсудили возможности запуска дополнительных коммерческих сервисов — прежде всего на интернет-версиях региональных изданий, подписную кампанию на второе полугодие 2015 года, антикризисный план развития медиаиндустрии, разработанный Минкомсвязью России, инструменты сдерживания роста цен на бумагу, а также ситуацию с киосками розничного распространения газет и журналов.

Во второй день c руководителями региональных СМИ встретился генеральный директор Почты России Дмитрий Страшнов. Он рассказал о стратегии развития национального почтового оператора и ответил на актуальные вопросы издателей.

Заместитель генерального директора Почты России по почтовому бизнесу Инесса Галактионова рассказала о дополнительных мерах Почты России по поддержке подписки и региональных издателей. В частности, о заморозке тарифа на доставку ежедневных газет на уровне 2014 года, снижении в два раза порогового тиража региональных СМИ для получения 17-процентной скидки на доставку подписных изданий — до 5 000 экземпляров, а также о проведении Всероссийской декады подписки с 26 февраля по 7 марта по ценам ниже уровня 2014 года, в рамках которой Почта России снижает цену на доставку: на 5% — для федеральных изданий и на 10% — для региональных и местных СМИ.

В рамка круглого стола участники поделились друг с другом своим опытом об эффективных путях повышения тиражей изданий. Пути эти, надо сказать, иногда весьма необычные. Так, один из издателей рассказал о способах поощрения жителей сельских районов: "Одну шестую часть прибыли от подписки мы тратим на подарки: читателям дарим коз, почтальонов отправляем отдыхать на море".

- Мы заметили: если устраивать конкурсы детских рисунков, то продажи газет в селах, откуда люди посылают рисунки, увеличиваются очень прилично, - рассказала главный редактор газеты "Наше время" (Ростов-на-Дону) Вера Южанская.

Директор издательства "Околица" (Краснодар) Александра Теребунова выступила эмоционально и оптимистично: "Почта России за последние два года очень выросла. До того в отделениях была убогая выкладка изданий, об интернете мало кто слышал, да и сами помещения выглядели неказисто. Сейчас - совершенно другой вид! А новые руководители Почты России - люди молодые, энергичные, перспективные. Я верю, что тиражи в конце концов вернутся".

По поводу успешности изданий Александра Теребунова высказала нестандартное мнение: "Для меня тираж - не основной показатель. Важнее, я считаю, насыщенность средств массовой информации на тысячу человек и эффективность работы почтальонов в регионах, особенно в сельской местности. Один почтальон носит 4 газеты, другой - 40, почувствуйте разницу. Для поддержки тиражей мы с коллегами стараемся почаще выезжать в районы, устраиваем Дни подписчика".

Главный редактор газеты "Красноярский рабочий" Владимир Павловский старается лично контролировать, как идет распространение его издания. Он договорился с Почтой России о выкладке его газет на самых видных местах в почтовых отделениях. В результате продажи только на почте за год выросли с 800 экземпляров до 13 тысяч!

Что касается необычных акций, направленных на повышение тиражей, всех присутствующих поразил позитивный опыт директора "Околицы". Ясно, что без интересных текстов и яркой подачи материала читателя не заинтересовать. Но все-таки этого мало - слишком велика конкуренция.

Для популяризации "Фермерской газеты" издательство проводит конкурсы, в том числе с дегустацией вина. В прошлом году журналисты попросили своих рекламодателей, чтобы те предоставили им семена экзотических растений, и прикрепили пакетики с ними к экземплярам газет. Многие читатели присылали в редакцию восторженные письма и просили "продолжения банкета". Журналисты читателям вняли и будут продолжать реализацию нестандартных акций в будущем.

- У нас в Воронеже дела неплохи и с розницей, - сообщил генеральный директор издательского дома "Свободная пресса" Юрий Таранцов. - 57% изданий распространяется через киоски, 13% - через подписку и розничные продажи в отделениях Почты России. Я рад, что Почта развивается в этом направлении.

Руководитель Департамента розничных товаров и подписки Почты России Дмитрий Усанов выступил с докладом на тему: «Продажи печатных средств массовой информации в розницу как важный фактор увеличения тиражей». В докладе, в частности, была представлена информация о совместном проекте Почты России с Альянсом руководителей региональных СМИ по развитию розничных продаж региональных газет и журналов по всей стране. Приоритет в розничной выкладке будет отдаваться общественно-политическим изданиям, имеющим большое значение для информирования населения о событиях в стране и регионе.

Почта России обладает самой крупной филиальной сетью в стране – около 42 000 почтовых отделений, которые ежедневно посещают в среднем более 2,5 млн человек. Периодика пользуется высоким спросом у клиентов Почты России, как в крупных городах, так и в сельской местности, поэтому этот канал распространения печатных изданий крайне востребован среди издателей.

Дмитрий Усанов привел любопытную статистику. 25-30 рублей - такова для среднестатистического читателя психологическая граница стоимости одного экземпляра федерального издания, 15-17 руб. - регионального. Если цена выше, спрос резко снижается.

Как же удержать стоимость газет в непростых экономических условиях? "Мы взаимодействуем с местной властью, - поделился опытом Юрий Таранцов. - Нам удалось на 53% снизить стоимость аренды киосков. Кроме того, мы добились увеличения площади киосков до 18 квадратных метров. Согласитесь, чем больше размер торговой точки, тем больше можно выложить изданий, тем выше выбор у покупателей, а значит, растет товарооборот". Сравните: в большом киоске можно выложить до тысячи газет, журналов, брошюр, а на пятачке в 6-8 квадратных метров - в несколько раз меньше. Причем пресса лежит скопом, покупателю трудно сориентироваться. В лучшем случае он купит газету или журнал, за которыми шел. А если перед глазами сотни ярких обложек, человек наверняка захочет приобрести еще что-нибудь.

- Я - большой союзник Почты России, - признался главный редактор "Областной газеты" (Екатеринбург) Дмитрий Полянин. - На территории Свердловской области находится 900 почтовых отделений - огромная сеть с большими наработками. Кто еще может обеспечить своевременную доставку?

Дмитрий Полянин знает, что говорит. Некоторое время назад редакция решила попробовать альтернативный путь доставки и наняла полторы тысячи индивидуальных распространителей. Совсем скоро стало ясно: эти люди справляются плохо. Если распространитель заболевал, он просто не выходил на работу. Самые нерадивые товарищи не доносили газеты до читателей, попросту выбрасывая их целыми пачками. Через полгода после неудачного эксперимента редакция вернулась к привычному способу распространения - через Почту России.

Поднял собравшимся настроение генеральный директор издательства "Северная неделя" (Архангельская область) Вячеслав Белоусов. В ходе своего доклада он сообщил, в частности, что, например, в США сейчас тиражи газет растут быстрее, чем аудитория телевидения и радио. "Мне очень нравится позиция авторитетного профессора Технического университета Берлина Норберта Больца. Он утверждает, что жизненная значимость печатных СМИ еще возрастет. И сравнивает их с метафорическими путями навигации в информационном пространстве". 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру