Либеральный парадокс: больше мощностей, дороже энерготарифы

Реформы завели российскую электроэнергетику в тупик

5 марта в Совете Федерации запланирован Круглый стол на тему «Перспективы развития рынка электрической энергии и мощности в современной ситуации: вопросы нормативно-правового регулирования». Помимо депутатов и сенаторов в нем примут участие представители государственных регулирующих органов, генерирующих, сетевых и сбытовых компаний. Разговор предстоит серьезный — в результате дальнейшей либерализации рынка и перехода отрасли к «ручному управлению» ситуация обострилась: при колоссальном избытке энергетических ресурсов энерготарифы в нашей стране постоянно растут и являются одними из самых дорогих в мире. Ворох нерешенных важных проблем, особенно в розничном секторе, дополнительно осложняет ситуацию. 

Реформы завели российскую электроэнергетику в тупик

 Ручное управление

Сегодня отечественная электроэнергетика незаслуженно оказалась в роли «нелюбимой падчерицы» федерального правительства. Все внимание важных чиновников приковано к любимым «детям» — нефтянке и газодобывающей отрасли. Отеческая забота объясняется просто — эти два сектора приносят в госбюджет более 40% налоговых поступлений. Хотя при нынешнем избытке мощностей и квалифицированной помощи электроэнергетика могла бы не только увеличить бюджетные доходы, но и стать локомотивом возрождения отечественной промышленности.

Объективные трудности электроэнергетики усугубили рукотворные. По итогам реформы Чубайса реальной конкуренции на рынке так и не появилось, тарифы дешевле не стали. Напротив, растут, как дрожжах, особенно для промышленных предприятий. «В течение последних 12 лет цена на электроэнергию росла в среднем на 10% в год. Сейчас тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей в России выше, чем в США», — сообщила старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. И это при том, что на российском энергорынке образовались огромные «излишки».

За тарифами начали расти сметы на строительство энергообъектов и аппетиты владельцев сбытовых компаний, которые обвиняются в мошенничествах на миллиарды рублей. Так, в 2012 году в эпицентре крупного скандала оказалось руководство компании «Энергострим», включая бывшего гендиректора Юрия Желябовского.

И самое печальное — на рынке нет порядка. Например, рост сетевого тарифа ограничен (хотя доля сетевого комплекса в конечном тарифе сегодня около 29%), а сбытовая надбавка — нет. Оптовый сектор отрегулирован таким образом, что он имеет финансовые гарантии и право инициировать лишение статуса за задолженность. В розничном секторе — другие правила. «Энергетика превратилась в клубок проблем и потенциальных кризисов. Сложилась парадоксальная ситуация, когда потребители проводят свои энергосберегающие мероприятия и снижают электропотребление, а их обременяют платежами не только на содержание устаревшего парка электростанций, но и строительство новых энергетических мощностей под некий будущий рост спроса», — отметил председатель подкомитета тарифной политики и энергосбережения ТПП РФ, академик РАЕН Георгий Кутовой.

«Вывести из тупика» отрасль правительство пока не спешит. Напомним, реформа по либерализации энергорынка была проведена своеобразно: единую энергосистему страны, управляемую ранее из одного центра, разделили на три независимых сектора. Причем самые «хлебные» ниши — генерацию и сбыт — отдали в частные руки. А обветшалые сети, обремененные к тому же многомиллиардными долгами, — милостиво оставили государственным компаниям.

Реформа электроэнергетики Чубайса напоминает реформу РЖД. Здесь также высокодоходные грузовые перевозки отдали частникам, а убыточные пассажирские — государству. Судьбу самого проблемного бизнеса — пригородных электричек — правительство решило элегантно. Во многих регионах электрички просто отменили. Мол, надо же издержки сокращать, на дворе кризис. На миллионы людей, ежедневно добирающихся до работы на электропоездах, просто махнули рукой. И только решительный выговор президента («Вы что, совсем с ума сошли?») остановил развитие проблемы. Неужели и электроэнергетике нужен подобный скандал?

Системные ошибки

«Самой сложной проблемой российской электроэнергетики являются неверно поставленные цели реформ: ее авторы не учли интересы конечного потребителя, ведь это он в итоге оплачивает «от и до», — отметила Бодрова. — В результате электросетевой комплекс накрыл вал неплатежей».

Как считает председатель Комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев, в 2007 году был принят ряд ошибочных решений по дальнейшей либерализации рынка. Во-первых, сетевикам запретили заниматься сбытом. Эти функции передали т.н. «гарантирующим поставщикам» (ГП, энергосбытовым компаниям). «В действительности эти посредники ничего гарантировать не могут, поскольку не обладают ни техническим оборудованием, ни обученным персоналом, ни финансовыми средствами. В результате ответственность за надежное снабжение электроэнергии никто не несет. Наш комитет подготовил поправки к ФЗ-35, разрешающие сетевикам выполнять функции ГП, что позволит уменьшить объемы дебиторской задолженности. Однако сейчас законопроект находится в подвешенном состоянии, поскольку не получил поддержки остальных депутатов», — пояснил Грачев.

Во-вторых, напомнил председатель комитета, 8 лет назад частным непрофильным компаниям разрешили владеть и управлять участками сетей, оказывать «услуги» по передаче электроэнергии, что увеличило тариф: «Сейчас вместе с госкомпанией «Россети» работает 3,5 тыс. частных территориальных сетевых организаций, тарифное регулирование которых непрозрачно и вызывает немало нареканий».

В-третьих, городские и промышленные ТЭЦ мощностью свыше 25 МВт обязали выходить на оптовый рынок. В результате неадекватного ценообразования на тепло- и электроэнергию произошла «котелизация» городов и промышленных предприятий с общим перерасходом до 30% органического топлива. В-четвертых, Системный оператор и его региональные структуры отстранили от организации конкуренции между электростанциями.

Как считает аналитик УК «Альфа-Капитал» Андрей Шенк, развитие российской электроэнергетики тормозят низкий уровень корпоративного управления и конфликт интересов акционеров — мажоритария в лице государства и миноритариев. «Эти проблемы стали причиной других «болевых точек» — зарегулирования отрасли, неэффективного тарифообразования и реализации неэффективных с экономической точки зрения инвестпроектов», — добавил эксперт.

Антикризисные меры

Сейчас Минэнерго разрабатывает план антикризисных мер. Так, электросетевым компаниям могут разрешить отказываться от подключения новых потребителей, если те срывают сроки техприсоединения. При этом заказчику подключения придется компенсировать сетям 10% уже понесенных расходов. Если в задержке подключения виновны сети, то потребителям гарантируют возврат расходов на автономное энергоснабжение. При этом источник в секторе ТСО отмечает, что энергопредприятия за срыв срока по действующему законодательству уже несут жесткие штрафные санкции (неустойка).

В условиях стагнации спроса на электроэнергию и избытка генерации ведомство на следующем конкурентном отборе мощности предлагает отменить «ценовой потолок», ограничивающий максимум оптовой цены в низкоконкурентных зонах, а взамен ввести «ценовой пол». Так цена будет ограждена от сильного падения под давлением избытка предложения.

До конца февраля на оптовом рынке был отменен механизм фингарантий. На днях Мин-энерго представило доработанный проект постановления правительства о механизме лишения энергосбытовых компаний статуса ГП электроэнергии за долги перед сетями. Если ГП по иску сетевой компании признан банкротом, то на конкурс для новых претендентов на статус ГП выставляется сумма долга перед сетями (сетевые компании будут учтены в реестре кредиторов, которым победитель конкурса вернет долг). Однако такой механизм не устраивает ни генерацию, ни сами ГП, ни сети. В частности, срок, в течение которого возможно лишение несостоятельной организации статуса ГП, в силу норм действующего арбитражного процессуального законодательства не может быть менее 9 месяцев. Да и у ГП мало активов. В целом, участники рынка сходятся во мнении, что антикризисные меры требуют серьезной доработки по всем направлениям.

Советы экспертов

ФЗ-35 «Об электроэнергетике» нуждается в поправках, уверены эксперты. По мнению Ивана Грачева, необходимо исключить п. 5 ст. 36, обязывающий электростанции мощностью свыше 25 МВт выходить на оптовый рынок (потребители тогда получат право выбора между ценами оптового рынка и местными игроками). Следует также консолидировать все сетевые активы ТСО в рамках одного субъекта РФ в дочерних компаниях межрегиональных РСК, снять запрет для сетевиков на энергосбытовую деятельность.

«Необходимо отказаться от практики разделения электроэнергии на два товара — мощности и энергии. Ценообразование на ОРЭМ должно проходить на базе одного товара — электроэнергии», — добавил Георгий Кутовой. «Все тарифные сетки должны быть прозрачными, утечки — зафиксированными, неплатежи — опротестованными. Электросетевому сектору нужен приток денег инвесторов. Но для того чтобы это сделать, нужно сделать сегмент таким же привлекательным, как «нефтянку». Россия занимает в мире третье место по производству электроэнергии, и этим конкурентным преимуществом надо уметь пользоваться», — заключила Анна Бодрова.

Сергей Кривянский

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру