Автопроизводители думают о сокращении производства и массовых увольнениях

Баста!

Отечественному автопрому грозит серьезное сокращение производства, что не может не беспокоить рабочих. «МК» и портал «АвтоВзгляд» узнали, что происходит на автозаводах России.

Баста!

Продажи автомобилей в первые два месяца 2015 года падают, причем динамика ускоряется. В феврале спрос на новые авто снизился почти на 40%. Это связано не только с кризисом, который прежде всего заставляет потребителей отказываться от покупок не первой необходимости и беспокоиться о завтрашнем дне, но и с огромным спросом в декабре. Тогда машины, опасаясь скачка цен, купили даже те, кто не планировал срочное обновление личного автопарка. В любом случае снижение покупательской активности и туманные перспективы на ближайший сезон заставляют российские представительства иностранных брендов поговаривать о возможном сокращении производства. Впрочем, весенние волнения на автопредприятиях имеют и другие причины — довольно регулярные.

Ford бастует

На заводе Ford во Всеволожске с 16 марта началась забастовка. Очередная. Российское предприятие этой марки прославилось тем, что там довольно часто происходят протестные выступления рабочих. Самые громкие и длительные акции прошли в 2005, 2006, 2007 и 2011 годах — в самые успешные и результативные периоды российского авторынка.

Все волнения совпадают с завершением действия очередного коллективного договора между профсоюзом и руководством завода, и каждый раз по окончании срока действия начинаются забастовки. Рабочие требуют увеличения заработной платы, перевода части «контрактников» в штат и прочих улучшений условий труда. В 2007 году забастовка длилась около месяца, из-за чего пришлось останавливать конвейер, а тогда Ford Focus был одним из самых популярных автомобилей в России.

Нынешняя забастовка на Ford такая же, как предыдущие, однако кризис внес свои коррективы — рабочие потеряли в зарплате из-за нескольких простоев и сокращения рабочей недели до четырех дней из-за низкого спроса на машины, проредили штат сотрудников. Ходят слухи о возможном сокращении рабочей недели до трех дней.

В этом году Ford находится в критической ситуации. Продажи в феврале упали почти на 80%. К тому же в модельной линейке много потерь. С рынка уходят дорестайлинговые минивэны S-Max и Galaxy, а о продаже обновленных версий на нашем рынке речи пока не идет, нет ясности с обновленными пикапами Ranger, в том числе из-за неразберихи с ценами. Поставки кроссоверов Edge тоже останавливают. Цены на ныне доступные модели выросли на 30%, а Ford Focus вылетел из топ-25 самых продаваемых машин в России.

АвтоВАЗ увольняет в «добровольном» порядке

В Тольятти сейчас забастовки не наблюдается, однако с весенним теплом руководство в очередной раз мягко предлагает сотрудникам уволиться на выгодных условиях. Предприятие предлагает тем рабочим, что готовы уйти по соглашению сторон с 16 марта по 3 апреля, выплатить три средние зарплаты. Негласно речь якобы идет о рабочих пенсионного и предпенсионного возраста, однако в приказе это не оговорено. Всего на заводе 42 000 рабочих.

Также в 2015 году завод намерен сократить 10% менеджерского штата — до 1100 человек. Те, кто уйдет с 10 марта по 15 апреля добровольно, получат четыре средние зарплаты, а с 16 апреля по 15 мая — три.

В прошлом году в Тольятти проходила аналогичная кампания, правда, условия были лучше: максимум предлагалось пять средних зарплат — и программа длилась три месяца. Пресс-служба уточняла, что меры вызваны естественной убылью персонала, а не проблемами. Наверняка сложно сказать, вызваны эти меры кризисом или продолжением налаженного процесса «оптимизации» численности. Руководство АвтоВАЗа утверждает, что даже если спрос на машины совсем упадет, то увольнять никого не планируется, скорее завод перейдет на трех- или четырехдневную рабочую неделю. Только вот сотрудникам Ford это не понравилось.

Напомним, на АвтоВАЗе производятся не только модели Lada, но и автомобили под марками Nissan, Renault и Datsun.

Nissan встал на пару недель

Вторая половина марта стала для сотрудников завода Nissan вынужденными каникулами, которым они вряд ли рады. Конвейер остановлен с 16 по 31 марта, и в эти дни предприятие не будет выпускать кроссоверы X-Trail, Murano и Pathfinder, а также седан Teana. Более бюджетные модели Sentra и Tiida делают в Ижевске, а Almera — на АвтоВАЗе.

Причину снижения темпов производства в Nissan не скрывают — падение спроса. Хотя по сравнению с Ford у японцев дела еще идут неплохо — продажи в январе и феврале упали всего на 34%.

Renault не бастовал, но стоял

С 16 февраля по 10 марта не работал московский завод Renault (опять же этот простой не затронул автомобили, выпускаемые на мощностях в Тольятти). Причина та же — падение спроса и желание избежать потенциального кризиса перепроизводства и снизить расходы. У Renault продажи в январе также упали более чем на 30%.

Peugeot и Citroёn «тормозят» по плану?

У марок Peugeot, Citroёn и Mitsubishi тоже падают продажи. Калужский завод «ПСМА Рус» не работал с 24 февраля по 9 марта, однако пресс-служба отрицала, что это связано с кризисом, заявив, что отпуск плановый и вызван необходимостью техобслуживания оборудования. Peugeot и Citroёn в феврале потеряли 84% и 83% спроса соответственно.

VW крутится как может

У концерна Volkswagen AG, который продает автомобили под марками Volkswagen, Audi, Skoda, Porsche и Bentley (SEAT ушел с российского рынка), все хитро. Нижегородский завод, на котором собираются некоторые легковые автомобили Volkswagen и Skoda, с начала марта до конца апреля работает четыре дня в неделю. На калужском заводе концерна приостановлена крупноузловая сборка Audi Q5, Q7 и А7, в то время как сборка седанов А6 и А8 продолжается.

GM опять несладко

Американская General Motors в кризис-2008–2009 пострадала сильнее многих, и если бы не поддержка родного правительства, вряд ли бы выбралась. Сейчас и в России концерн вынужден сокращать издержки и риски: прекращена сборка по полному циклу моделей Chevrolet Cruze и Opel Astra, осталась только крупноузловая сборка Cadillac Escalade. Марка Opel в феврале печально отметила 86-процентное падение продаж, Chevrolet — 74-процентное.

Sollers во Владивостоке: -25%

Mazda6 и Mazda CX-5 и SsangYong Kyron и Actyon пока без перерывов сходят с конвейеров на заводе во Владивостоке. Однако Sollers вынужден сократить часть сотрудников — 25%, что составит 198 человек из более чем 700 работников. В основном сокращение коснется слесарей механосборочных работ, кладовщиков, полировщиков, техников, маляров, комплектовщиков и водителей-исыпателей.

...Приходится признать, что практически все российские автозаводы отреагировали на экономический упадок на автомобильном рынке. Те марки, которые на общем падении растут, относятся к премиальному сегменту и автомобили не собираются в России — в частности Porsche, Mercedes-Benz. Бюджетные бренды терпят крах, и заводы вынуждены останавливать конвейеры. Но падение настолько стремительно, что речь сейчас идет уже не только о локальном производстве и огромном штате рабочих, но и о том, что многие марки вообще могут уйти из России. Когда в месяц покупают от 200 до 10 000 автомобилей, компании впору прикрывать лавочку.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26766 от 19 марта 2015

Заголовок в газете: Баста!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру