1 сентября в кризис: день маленьких трудоголиков

Какие предметы завтра будут в приоритете?

Будильник прозвонит 1 сентября. В семь. И за редким исключением будет делать это уже до следующего июня. Лето выгодно отличается от всех прочих времен года не повышенной температурой за окном. Лето отличается пониженным эмоциональным фоном, который не провоцирует на нервные срывы и депрессии совершенно особенное состояние души и тела, которое называется «школа».

Какие предметы завтра будут в приоритете?

Школьники от первого до одиннадцатого класса — это маленькие трудоголики с ненормированным рабочим днем. При этом в качестве платы за свой титанический труд в лучшем случае они получают похвалы и грамоты, в худшем — выговоры и угрозы. В школе и за домашними занятиями у них проходит треть жизни. Так на что они ее тратят?

Общественное бытие, как уверял господин Карл Маркс, определяет сознание, а значит, по дальнейшей логике вещей, государственность — образование. В советское время наиболее ценными и востребованными считались технические науки, это объяснялось необходимостью в мощном и резком развитии страны.

Во времена перестройки, в лихие 90-е образование не просто совершенно обесценилось, оно скатилось на нет: в нем по сути не было необходимости, ведь смешно учиться тогда, когда кандидаты наук торгуют сигаретами у метро. А благостные времена высокой цены на нефть и низкого курса доллара довольно продолжительное время насаждали в школах интересы простого потребителя. Помните, как еще почти вчера количество часов, отведенных в школах на изучение иностранных языков, чуть ли не превышало числа уроков русского? Тогда все грезили высшим образованием, которое хотелось получить за рубежом, или, на худой конец, бесконечными путешествиями по миру в отпускные дни. А в старших классах в приоритете еще сегодня уроки, на которых изучают финансы и мировую экономику, хотя уже нет уверенности, что нас везде ждут и нам везде будут рады. Люди планировали жить богато, и им требовались соответствующие знания, теперь их ожидания скорректировала внешнеполитическая ситуация.

Сегодня страна находится не только в финансовом, но и в политическом кризисе: Россия ныне — практически в состоянии «холодной войны». И, как следствие этого, нам просто необходим кризисный управляющий в области образования. Даже не с тем вопросом: где взять на него деньги? А с вопросом: какие предметы будут в приоритете уже сегодня с выходом на завтрашний день?

Конечно, не следует думать, что образование обязано тупо заполнять социальные прорехи, и если, например, сегодня встала задача импортозамещения, значит, завтра вводим в школьную программу курс сельхознаук. Нет, речь идет о концепции.

Скажем, во времена Советского Союза школьная программа имела под собой систематический подход к изучению предметов и предназначалась для выращивания человека думающего и производящего. Нынешние программы построены по принципу калейдоскопа, когда обо всем дается общее представление и науки не столько досконально изучаются, сколько школяры просто с ними ознакамливаются с помощью презентаций и докладов. Но советское образование мы давно потеряли, а сегодняшнее, похоже, становится не слишком актуальным с учетом внешнемировых тенденций.

Так на изучение каких предметов стоит тратить нашим детям треть своего детства и юношества? Уже понятно, что это не иностранные языки, знать которые, конечно, во все времена полезно и приятно, но если жизнь завтра пойдет в том же направлении, в котором следует сегодня, то актуальность владения ими будет не так уж и велика. А математику, физику и химию, изучение которых в советские времена собственно и считалось образованием, рывком поднять удастся вряд ли.

Если уровень знаний по математике еще поддерживается с помощью страшной старухи с косой, на которой крупными буквами написано «обязательный ЕГЭ», то физика и химия как-то плавно съехали в разряд специальных, лишь для тех, кто выберет соответствующие профессии.

И что же останется нам в сухом остатке? Очень хочется верить, что самой важной все-таки станет не «святая троица»: физкультура, ОБЖ и Закон Божий. И вот об этом следует особенно крепко подумать в момент кризиса. Ибо, как говорил Оскар Пешель: «Когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». И про фразу эту, которую, кстати, часто приписывают «железному канцлеру» Отто фон Бисмарку из-за важности и значимости ее, не стоит забывать никогда. А уж особенно, когда нефть стоит ниже 50 рублей за баррель, а доллар - выше 65 рублей за бумажку.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26900 от 1 сентября 2015

Заголовок в газете: Хочешь жить — умей учиться

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру