Как отличается подход к школьному обучению в разных странах

В Америке не нужны тетради, в Финляндии ходят по классу в носках, а в Канаде старшие помогают младшим

Вроде везде эти учреждения называются школой. Но порой отличаются весьма и весьма существенно. Например, в Финляндии про интимную жизнь детям рассказывают чуть ли не в младших классах и заставляют ходить на работу. В Канаде все классы половинчатые — 1/2, 2/3, 3/4, а по школьному двору нередко гуляют медведи. А в США домашнюю работу задают только раз в неделю, и за небольшую плату родители могут попить кофе с директором.

В Америке не нужны тетради, в Финляндии ходят по классу в носках, а в Канаде старшие помогают младшим

Горячие финские отличники

В Финляндии школа делится на три этапа — младшая (с 1-го по 6-й класс), средняя (с 6-го по 9-й), а дальше уже идет лицей или профессиональная школа. В лицее ребята сами выбирают себе интересные дисциплины и сроки обучения. Таким образом, кто-то лицей может окончить за год, а кто-то и в три не уложится.

— В Финляндии работа школ совсем по-другому строится, — рассказывает российский педагог Павел Шмаков, который несколько лет преподавал в самой лучшей школе в Хельсинки и даже был признан в ней в 2006 году самым лучшим учителем (по мнению учеников). А сейчас он возглавляет школу для интеллектуально увлеченных детей в Казань. — Если у нас в первую очередь учат отличников и все ориентируются на них, а двоечники учатся как придется, то у них наоборот. Учитель будет повторять материал столько раз, пока все без исключения дети, даже самые отстающие, его не усвоят. 

Также в Финляндии младшую и среднюю школы не делят по сильным и слабым классам. Все коллективы очень ровные. И если ученик по каким-либо причинам выделяется — хулиганит, учится плохо или, наоборот, слишком хорошо — то его на время определяют в специальный класс, где детям оказывается повышенное внимание, индивидуальный подход к каждому. Да, и отличников тоже.

— Отделяют из общего класса всех детей, кто так или иначе мешает учебе. В таком особенном классе ребенок находится временно — пока не подтянется или не исправит поведение. Или постоянно — по отдельным предметам. Ведь слишком умный тоже может дестабилизировать урок — когда слишком просто, ему неинтересно.

Дневников у финских школьников нет вообще, все давно перешли на электронные. А с недавнего времени ученикам не обязательно носить с собой и ручки с тетрадками. Писать от руки в Финляндии больше не учат, вместо этого детям прививают навыки быстро печатать.

— Пару лет назад начался этот эксперимент, — рассказывает Шмаков. — Потихоньку переучивают педагогов, переоснащают школы. Планируется, что к 2018 году на 100%-ную компьютеризацию перейдут абсолютно все учебные заведения. То есть финское министерство образования считает, что красиво писать уже не так важно — компьютер поправит и улучшит. Конечно, детей учат распознавать письменные буквы, но такого понятия, как пропись, уже нет.

Оценки финским ученикам выставляются раз в месяц. Для этого каждому учителю дают специальные бланки. На каждый предмет полагается две оценки: одна за успеваемость, другая за прилежание.

Что касается финансовых затрат родителей на школу, то их в Финляндии практически нет. Вплоть до 9-го класса почти все, даже тетрадки и ручки, выдают детям в школе. За родителями только портфель и пенал. Форма одежды допускается любая. Необязательна даже сменка — как правило, дети ходят по школе в носках. Так же нередко поступают и учителя.

— Примерно с 4-го класса (в разных школах по-разному) каждый ребенок обязан отработать неделю, — рассказывает Шмаков. — Он может выбрать работу в школе (мыть полы, подклеивать книжки в библиотеке) или же на месте службы родителей. Всю заработную плату ученики сдают в общий котел. На эти деньги, как правило, им устраивают экскурсии.

— А если кто-то откажется приносить свою зарплату? Или отдаст не всю?

— Такого не бывает. Финны — фантастически честный народ. Не поверите, но у них даже списывать контрольные — это что-то запредельное. Я первое время поверить не мог, что это правда. Но так и есть, подсмотреть у соседа — позор.

Так же неожиданно для Павла было и то, что детей не принято вызывать к доске. То есть это не запрещено. Просто не принято делать что-либо напоказ.

— Они очень спокойные, малообщительные и неулыбчивые. Такой уж у них менталитет. Не принято много разговаривать друг с другом. Зато когда у нас началась информатика, мы очень бурно общались в чате друг с другом, при этом в классе стояла звенящая тишина, и после занятия никто даже словом друг с другом не перекинулся. Я заметил, что до 6–7-го класса дети у них как дети — дружат, играют, веселятся, как и у нас в России. А потом все меньше и меньше. К старшей школе совсем уже похожи на взрослых по поведению. Так же и учителя. Не раз наблюдал такую картину — с ребенком педагог приветливый, улыбчивый. А как только взрослый коллега окликнет — сразу холодное, без тени улыбки лицо.

Интересный факт, что финские альма-матер не отделены от религии. У всех детей во всех классах есть урок закон Божий (конечно, свой для каждой конфессии), и каждый большой церковный праздник ученики проводят в храме. При этом в Финляндии две официальные религии — лютеранство (90% населения) и православие (10%).

— У моей дочки, она до сих пор учится в Хельсинки в шведской школе, а параллельно в Россия в нашей, в школе православных учеников всего 6 человек. Но это ничего не отменяет. Каждый большой церковный праздник их на такси возят в храм.

Языков по окончании школы дети знают аж четыре. Два официальных — финский и шведский, английский и еще один иностранный на выбор. Соответственно, есть школы с преподаванием на финском, шведском и английском. И это никого не смущает и не пугает. Так же как и так называемые уроки здоровья.

— С 7-го класса детям рассказывают про половые органы и их функции. Абсолютно без тени смущения при всем классе и про мальчиков, и про девочек. Я, конечно, считаю, что это рановато. Но с другой стороны, в этом возрасте дети уже и начинают такими вопросами интересоваться.

Еще Павел рассказал, что на школьных дискотеках, которые обычно устраивают старшеклассники для малышей, часто проводят всякие конкурсы взрослого содержания.

— Например, мальчик ложится на пол и кладет на живот воздушный шарик. И девочка должна так на него прыгнуть, чтобы шарик лопнул. Неприличные, на наш взгляд, конкурсы, но там считают, что лучше под контролем в школе, чем на улице в подворотне. Так же мне периодически попадались книжки про однополые браки, в Финляндии они ни у кого не вызывают удивления. Что касается ювенальных технологий — то там они есть. Финская культура общения и жизни такова, что люди доверяют государству больше, чем другу или брату. И если ребенок придет и пожалуется школьному психологу, что мама редко покупает ему конфеты, то непременно будет устроено тщательное расследование с возможной передачей дела в суд. Самое интересное, что, как правило, жалобы детей действительно имеют основания. Говорю же, финны — кристально честный народ.

Америка: «домашка» раз в неделю

Известная певица и мама троих детей Александра Зверева переехала жить в солнечную Калифорнию. Жизнь там, на Голливудских холмах, весела и беззаботна. По такому же принципу построена и учеба в местных школах.

— Мне очень нравится, что программа обучения здесь не перегружена всякой лишней информацией. Только все самое необходимое. Я помню свою учебу в Москва, когда мне буквально впихивали всякие сложные вещи типа функции F(х), ускорения свободного падения и тому подобное. Может, все это и полезно знать, но мне вот после окончания учебы никогда эти знания не пригодились.

«Первое сентября» в США наступает 15 августа. Детей не загружают с ходу сложными уроками, контрольными и серьезными домашними заданиями, а дают пару-тройку недель на раскачку. Чтобы у них не было такого ощущения: «Ой, все! Школа началась, жизнь закончилась». И только где-то через месяц начинают давать серьезные задания.

— Кстати, тут не принято в первый день учебы после каникул нарядно одеваться и нести охапки цветов. Но мы, русские, пришли в школу с букетом. И я заметила, что учителям это было очень приятно. Может быть, глядя на нас, американцы тоже возьмут себе это за традицию.

Интересно, что домашние задания дают только раз в неделю. И расписывают по дням, что надо сделать в понедельник, вторник, среду. А там уже дети и родители сами решают, когда и что им делать.

— Это очень грамотно, — считает Саша. — Так как некоторые дни можно посвятить другим делам.

Тетрадок нет. Все раздается на одноразовых листочках формата А4. Учебники с собой домой носить не обязательно, всю программу дети усваивают в школе. Домой приносят только книги для чтения из библиотеки.

— Наша школа направлена на искусство и музыку. Мои дети ходят в обычную муниципальную школу (в США очень популярны еще и частные, платные альма-матер). Но это не значит, что она плохая, нет.

Интересным способом школа зарабатывает на свои нужды. Здесь существует система добровольных пожертвований, так называемых «донейшен».

— Школы не клянчат деньги у родителей, а постоянно придумывают всякие прикольные мероприятия и события. И меня неиссякаемая фантазия американцев не устает удивлять. Например, каждый день утром родители могут попить кофе с директором. В специально оборудованном шатре можно отдохнуть в тени и за определенную плату (как правило, она чуть выше, чем в среднем по городу) налить себе чашечку кофе или чая. А заодно и обсудить все интересующие вопросы. Также регулярно проходят веселые праздники. Вот, например, Хэллоуин — по традиции в нашей школе устраивают «Страшную субботу». Вокруг здания — всевозможные тематические аттракционы, батут и прочее. И продают на каждый из них входные билеты по 1 доллару. Я, например, потратила где-то 50. Кто-то больше, кто-то меньше. Все собранные средства идут на нужды школы. Знаю, что в прошлом году за такую «Страшную субботу» школа заработала около 20 000 долларов.

Каждый понедельник утром проходит всешкольная ассамблея. Ученики садятся на полянку, и директор рассказывает, какие успехи были на прошлой неделе, какие результаты он ожидает в будущем, информирует обо всех школьных новостях и предстоящих событиях. А в самом конце называет лучших учеников прошлой недели.

— Мои дети такими уже несколько раз побывали, — с гордостью заявляет Саша.

Что касается взаимоотношений в школе, то первое, на что Саша обращает внимание, — драки очень строго пресекаются. И если ребенок дерется, то сразу на заметку берут его семью.

— Потому что считают, что, значит, подобные отношения практикуются в семье, — комментирует Зверева. — И ни в коем случае не допускается разборок между родителями, все разногласия улаживаются исключительно через дирекцию школы. Недавно мой сын участвовал в конфликте с применением физической силы со стороны другого мальчика. И я, как у нас в России принято, пошла и поговорила с этим мальчиком-драчуном. Сказала, что сына обижать не позволю. Так тут же его папа побежал к директору и стал выяснять, кто это из родителей посмел отчитывать его сына, ведь это такой для него стресс. Вот такую допустила ошибку. Впредь буду умнее.

Что касается еды, то к ней у калифорнийцев особое отношение. Там буквально все помешаны на вкусной и здоровой пище. И хотя в школе есть буфет, где за 3 доллара можно купить буррито, бургер или банан, мало кто из детей в него ходит.

— Все родители собирают ланч-боксы из дома. Дети приходят с термосами супа, свежими фермерскими овощами, очень много детей-веганов. Я часто снабжаю своих учеников макаронами с сыром, бутербродами или мармеладками из магазина экоеды. Сладости типа шоколадных батончиков в школе строго запрещены.

Канада — медведи на детских площадках

Варвара Жемчужникова — мама 10-летнего Луки и 9-месячного Нильса. В России ее старший сын в школу никогда не ходил. В первый, а точнее сразу во второй класс он пошел в Канаде.

— Здесь обучение начинается с 6 лет. И мой Лука пошел сразу во второй класс, несмотря на то, что он не умел толком ни писать, ни читать и не знал английского в принципе. Но в Канаде много иммигрантов, так что система к этому готова. Для только что переехавших детей есть такой предмет — английский как второй язык, который они посещают в школе параллельно с основной программой, догоняя всех. И, кстати, он довольно быстро всех догнал. Классы в школе половинчатые 1/2, 2/3, 3/4, 4/5. Лука был в 2/3, 3/4 и сейчас в 4/5. Это значит, что когда он во втором классе, с ним вместе учится третий класс. У того же учителя, они физически один класс. При этом у них разные требования к выполнению задания, и на разные программы они могут разделяться. Положительная идея в том, что ребенок в старшем классе учится помогать младшим, а младшие сразу узнают что-то из программы будущего года. Получается, что программа как бы повторяется на следующий год, немного усложняясь.

Варя рассказывает, что в каждой канадской провинции своя система образования и даже свое школьное министерство. В Онтарио, например, школа закупала всю канцелярию, учебники и тетрадки сама. А в Британской Колумбии родители покупают к началу года по списку все необходимое сами. Или в конце года дают чек примерно на $50 и отмечают галочкой по списку все, что нужно их ребенку. А к началу учебного года его ждет персональная коробочка с канцелярией.

— В нашей провинции в школах проводятся учения на случай большого землетрясения, а также на случай медведей. И нередко бывает, что дети не выходят на перемену, потому что на их поле гуляет косолапый.

Интересно, что в канадских школах вообще нет столовых. Каждое утро все мамы собираю ланч детям в школу. Иногда дети едят принесенные обеды в спортзале, но чаще в своем классе прямо за партами. Продленка дорогая — примерно $300 в неделю.

Удивительно, но эффективность работы любой школы в Канаде во многом зависит от родительского комитета. Это всегда независимая организация, со своим бюджетом, уставом, планом, президентом, помощником президента, бухгалтером, секретарем и прочими сотрудниками. На собраниях комитета директор отчитывается о работе школы, просит материальной поддержки на какие-то инициативы, не предусмотренные государственным финансированием. А комитет голосует, выделить деньги на это или нет.

— Любой родитель может прийти на собрание, участвовать в выборах на должность и принимать в этом активное участие. Все очень похоже на родительские собрания в России, но только это очень эффективная организованная структура, которая отвечает не каждая за свой класс, а за всю школу. Этот же комитет, к примеру, строит детские площадки, меняет школьное оборудование, организует поездки, внешкольные кружки и так далее. Деньги собирают на каждое событие отдельно по принципу «кто сколько может» или же получают с помощью грантов. То есть родительская общественность сама создает альма-матер своей мечты.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26949 от 28 октября 2015

Заголовок в газете: Почем кофе с директором?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру