Арктика зовет

Нижегородские атомщики готовы сделать Север доступным

Вот это внушительных размеров металлическое изделие (на фото ) — крышка реакторной установки, — произведенное в Нижний Новгород в цехах Росатомовского ОКБМ им. Африкантова, со дня на день отправляется спецтранспортом со спецсопровождением на Балтийский завод. Там оборудование ждет строгая входная приемка.

Нижегородские атомщики готовы сделать Север доступным
Фото предоставлено ОКБМ Африкантов

Новой установке — новый ледокол

Очередную партию оборудования — крышка реактора, блок труб и устройств, внутрикорпусная шахта реакторной установки (РУ) — РИТМ-200 для атомного ледокола «Арктика» изготовило Опытно-конструкторское бюро машиностроения (ОКБМ) имени Африкантова.

«Процесс производства занимает несколько месяцев и тщательно контролируется на каждом этапе, — рассказывает Александр Зеленов, заместитель начальника механосборочного корпуса крупногабаритного оборудования . — Сдача первых сборок из серии РИТМ-200 для ледокола нового поколения стала одним из главных событий года для коллектива и всего предприятия».

Строительство головного универсального атомного ледокола нового поколения «Арктика» ведет Балтийский завод в Санкт-Петербург и завершит ориентировочно в 2017 г. Затем появятся первый и второй серийные ледоколы проекта 22220 (ЛК-60).

«ОКБМ Африкантов» является разработчиком и комплектным поставщиком интегральной реакторной установки РИТМ-200 для головного и двух серийных ледоколов проекта 22220 (ЛК-60).

РИТМ-200 — это уже четвертое поколение РУ для гражданского атомного флота, почти в два раза легче и компактнее своих предшественников, соответственно, дешевле по материалоемкости и занимает меньше места на судне, а следовательно — экономически эффективнее. Конструктивно такое решение достигается благодаря тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нем (интегральная компоновка).

Проверено временем

«ОКБМ Африкантов» является главным конструктором всех судовых реакторных установок для атомного ледокольного флота.

В декабре 2015 года предприятию исполняется 70 лет. «А все начиналось в рамках великого атомного проекта с создания разработки газодиффузионной машины для обогащения урана», — вспоминают ветераны ОКБМ.

«Гордость предприятия — более 500 реакторных установок (РУ), которые ОКБМ изготовило за это время в кооперации с другими предприятиями, — рассказывает Александр Бахметьев, заместитель директора по науке. — Такого количества РУ никто в России не изготавливал. Суммарная наработка составляет более 10 тысяч реакторных лет. Но ядерные установки — это и наша постоянная забота о совершенствовании их технических характеристик, в первую очередь — безопасности».

Сегодня уже даже трудно представить, что на заре освоения Северного морского пути первые ледоколы ходили на угле. Причем тяжело груженые углем (!) — топливо занимало большую часть пространства корабля. Атомные реакторные установки ОКБМ совершили прорыв в судостроении.

Историю подвига бережно хранят в Музее трудовой славы ОКБМ.

«Все 9 атомных ледоколов оснащены нашими реакторными установками, их работа дала великолепные результаты в Арктике, — рассказывает Александр Бахметьев. — Была обеспечена надежная и безопасная проводка транспортных судов на всех участках Северного морского пути.

Однако сейчас на части судов встала задача продления ресурса ледокольных установок.

Кроме того, руководством страны озвучена задача повышения присутствия Россия в Арктике. В июле 2015 года принята новая морская доктрина РФ, ориентированная на освоение Арктики, включающая в себя добычу ископаемых на арктическом шельфе и развитие Севморпути с использованием атомных ледоколов нового поколения. Поэтому вся атомная отрасль и «ОКБМ Африкантов» сегодня создают условия, чтобы многое в Арктике нам стало доступно для успешного дальнейшего освоения Арктики».

Справка:

Наши ледоколы

«Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Таймыр», «Вайгач», «Ямал», «50 лет Победы» и океанский лихтеровоз-контейнеровоз усиленного ледового класса «Севморпуть» — для них в АО «ОКБМ Африкантов» были разработаны 3 модификации реакторных установок (ОК-900А, КЛТ-40, КЛТ-40М). Специалисты предприятия обеспечивают авторский надзор за эксплуатацией энергоустановок ледокольных судов.

Флот двойного назначения

Сегодня в «ОКБМ Африкантов» создают проекты реакторов нового поколения для перспективных атомных ледоколов.

Стране нужен мобильный северный флот, как для геополитических задач, так и для народнохозяйственных в районах Крайнего Севера. На арктическом шельфе найдены крупные месторождения углеводородов, планируется их активная разработка, коммерчески перспективной становится добыча полезных ископаемых в богатых сырьем, но покрытых льдами, районах Арктики. В Соединенных Штатах, Китай, Норвегии, Канаде и других странах стремительно возрос интерес к арктической навигации.

Нужны такие ледоколы, чтобы могли ломать лед и свыше 3 метров толщиной, проводить караваны судов и в то же время заходить в устье рек — то есть, с небольшой осадкой порядка 8,5 м.

Как это достигается? Набрав балластные цистерны водой и осев на 2 метра, такое судно становится тяжелым ледоколом. Подойдя к устью реки и слив балластную воду, судно меняет осадку и может работать как мелкосидящий ледокол.

— Принято решение о необходимости создания двухосадочности нового ледокола, — отмечает Алексей Пахомов, начальник отдела разработки судовых ЯЭУ. — Способного работать и на глубоководных, и на мелководных участках, сочетая в себе свойства и линейного, и мелкосидящего ледокола.

— Разработка технического проекта реакторной установки для такого универсального судна завершена, — поясняет Алексей Пахомов, — эта серия заменит и линейные ледоколы, и ледоколы с ограниченной осадкой, которые к этому времени выработают свой ресурс.

Установка РИТМ-200 с интегрированной компоновкой парогенерирующего блока (ПГБ) отвечает всем заданным требованиям для таких судов — мобильная, безопасная, мощная и экономичная.

Сейчас на глубоководных участках проводкой караванов занимаются линейные ледоколы типа «Арктика», на мелководных — ледоколы с ограниченной осадкой типа «Таймыр». При этом необходима передача караванов от линейного ледокола — мелкосидящему и наоборот, что приводит к простоям каравана и ледоколов и негативно отражается на экономической эффективности грузоперевозок.

Справка: 

РИТМ-200 — это двухреакторная установка с реакторами тепловой мощностью 175 МВт каждый. Имеет высокий ресурс, коэффициент использования установленной мощности и период непрерывной работы, минимальное количество перегрузок активной зоны. Обладает низким уровнем собственного энергопотребления, что, в конечном счете, обеспечило лучшие эксплуатационные характеристики ледокола.

Устойчивое, как ледокол

Сегодня «ОКБМ Африкантов» интенсивно развивается. За последние годы в развитие и техперевооружение предприятия Росатомом вложено около 8 млрд рублей.

— И до 2020 года еще будет вложено порядка 12 млрд, — добавляет Александр Бахметьев, зам директора по науке. — В частности, строится новый цех парогенераторов для ледоколов.

Портфель заказов имеет как гражданскую составляющую, так и военного назначения.

— Выполнение гособоронзаказа на 100 процентов — наша святая обязанность, — говорят на предприятии.

Прибыльность ОКБМ, инвестиции позволяют модернизировать производственную базу; обеспечить выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; использовать мощное программное обеспечение, которое дает возможность моделировать многие нелинейные процессы и тем самым «беречь» безопасность сердца реактора — активной зоны.

Выделяются ресурсы и для подготовки кадров. На предприятии работают свыше 4 тысяч сотрудников, средний возраст — всего 40 лет! За последнее время в коллективы влились более 1400 молодых сотрудников.

«Очень много активных, деятельных людей, которые каждый год нешуточно борются за звание лучшего молодого специалиста», — отмечает Бахметьев.

Несколько поколений реакторных установок создавалось в ОКБМ, и здесь же сложились настоящие рабочие династии, представители которых с гордостью говорят о родном предприятии.

Почти в каждом цеху, где удалось побывать журналистам во время пресс-тура, прошло или идет обновление — под новые проекты и новые перспективные задачи атомной отрасли РФ, о которых зачастую даже журналистам знать не положено. Но очевидно, что ОКБМ включено в стратегические для страны военные проекты. (Предприятие входит в машиностроительный дивизион Росатома — «Атомэнергомаш».)

Причем во многих корпусах стоит уже только отечественное оборудование.

База, заложенная «отцами-основате-лями», сегодня дает чрезвычайную устойчивость «кораблю» под коротким названием «ОКБМ».

Конструкторская мысль плюс научно-исследовательская работа и производственная база вместе с молодыми «мозгами» дают синергетический эффект. Предприятие в состоянии разработать, исследовать и испытать любую профильную конструкцию. А также поставить заказчику и обеспечить сервисное сопровождение.

— Мы обладаем всеми ключевыми компетенциями, — говорят руководители направлений.

Просто «Лидер»

В 2016—2017 годах «ОКБМ Африкантов» завершит разработку проекта атомной энергетической установки для ледоколов проекта «Лидер».

Сегодня подготовлен эскизный проект ядерной установки РИТМ-400, которая рассматривается в качестве основной для разрабатываемого ледокола-лидера. Тепловая мощность установки будет вдвое больше, чем мощность ее предшественника РИТМ-200. «Проект (ядерной установки) для ледокола-лидера у нас обозначен как концептуальный. Эскиз готов, а разработка технического проекта начнется в ближайшее время», — рассказал начальник отдела разработки судовых ЯЭУ «ОКБМ Африкантов» Алексей Пахомов.

Проект атомохода «Лидер» ведут Центральный НИИИ им. академика Крылова совместно с ЦКБ «Айсберг» и «Атомфлотом». Мощность нового ледокола составит 110 МВт, ширина корпуса — порядка 50 метров. Судно сможет проходить льды толщиной более 4 м и превзойдет по характеристикам ледокол последнего поколения ЛК-60. РИТМ-400 сможет использоваться не только на ледоколах, но и на судах других типов, например, танкерах, химовозах, судах для перевозки сжиженного газа.

«Плавучка» для шельфа

Приоритетные бизнес-направления деятельности предприятия — это еще и перспективные РУ малой и средней мощности для энергоснабжения в Арктическом регионе.

Они разработаны на основе судовых и корабельных реакторов и предназначены для автономных атомных энергоисточников малой мощности в диапазоне от 6 до 100 МВт(эл): АБВ-6М, КЛТ-40С.

В условиях интенсивного освоения Севера другого способа обеспечить жизнь в удаленных районах — просто нет. Как наладить электро- и теплоснабжение для бытовых и промышленных потребителей, когда трубы и сети протянуть невозможно, а завозить топливо дорого?

Это, конечно, будущее в технологическом освоении регионов России.

На «Балтийском заводе» идет монтаж реакторной установки КЛТ-40С плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов».

— Мы выполнили обязательства по поставке реакторных установок для плавучей АЭС, которая сооружается в Санкт-Петер-бурге, — отмечает Александр Бахметьев.

Это головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. Энергоустановка ПАТЭС имеет максимальную электрическую мощность более 70 МВт и включает в себя две реакторные установки КЛТ-40С. Она способна в номинальном режиме выдавать в береговые сети до 70 МВт электроэнергии и 300 МВт тепловой энергии.

— Что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением 200 тысяч человек, — рассказывает начальник отдела разработки судовых ЯЭУ «ОКБМ Африкантов» Алексей Пахомов.

Плавучий энергоблок (ПЭБ) — это автономный энергетический объект, который целиком создается на судостроительном заводе как несамоходное судно. Затем буксируется морским или речным путем к месту его эксплуатации. Заказчику поставляется полностью построенный, испытанный и готовый к работе энергетический объект с жилыми помещениями и полной инфраструктурой, обеспечивающей проживание персонала и техническое обслуживание самого объекта, то есть реализуется технология сдачи «под ключ».

Плавучая атомная станция — впрочем, как и любая другая — согласно современным нормам безопасности изначально проектируется с «запасом прочности», превышающим предельно возможные в данной местности нагрузки, такие как удар волны цунами по станции, столкновение с другим судном или с береговым сооружением в результате такого удара.

Ремонт станции и перегрузка топлива будут выполняться в условиях существующих в нашей стране специализированных предприятий технологического обслуживания атомных судов, располагающих необходимым оборудованием и квалифицированным персоналом.

После 40 лет работы энергоблок заменяется новым, старый возвращается на специализированное технологическое предприятие для утилизации. Как в процессе, так и после окончания работы плавучей АТЭС на месте ее эксплуатации не остается никаких экологически опасных веществ и материалов (принцип «зеленой лужайки»).

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру