Эксперты выяснили, почему в бедных странах курят больше

70% смертей от табака приходится на развивающиеся государства

1 декабря 2015 в 19:03, просмотров: 2319

Чем беднее страна, тем агрессивнее ведут себя производители табака и, как следствие, тем больше там курят. К такому незатейливому выводу пришли эксперты Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), проведя исследование в 16 странах мира, подписавших Конвенцию ВОЗ по борьбе с табаком.

Эксперты выяснили, почему в бедных странах курят больше
фото: Геннадий Черкасов

Напомним, что подписавшие Конвенцию страны обязались принять серьезные меры по борьбе с табаком, включая запреты на его маркетинг. Однако, как выяснилось, многим удалось эти запреты обойти. В итоге реклама табака в ряде стран по-прежнему процветает.

К примеру, в период с 2009 по 2012 годы исследователи подсчитали количество рекламных сообщений и торговых точек, продающих табачные изделия, которые встретились им на пути длиной 1 километр в 16 странах. Они также попросили приблизительно 12 000 людей вспомнить примеры маркетинга табака в различных видах средств массовой информации, включая телевидение, радио, плакаты, рекламные указатели, Интернет, печать и кино, с которыми они сталкивались за последние 6 месяцев.

Оказалось, что реклама табака наиболее распространена в странах с низким уровнем дохода (Зимбабве, Индия и Пакистан), в которых приходилось в 81 раз больше сообщений, рекламирующих табак, чем в странах с высоким уровнем дохода (Канада, Объединенные Арабские Эмираты и Швеция).

Количество торговых точек, реализующих табачные изделия, было в два с половиной раза больше в странах с низким уровнем дохода и уровнем дохода ниже среднего (Исламская Республика Иран, Китай и Колумбия), чем в странах с высоким уровнем дохода из числа 16 стран, в которых проводилось исследование.

Исследователи заявили, что приблизительно 10% респондентов сообщили о том, что сталкивались с маркетингом табака по меньшей мере в пяти видах средств массовой информации за предыдущие шесть месяцев, а 45% сообщили о том, что сталкивались с маркетингом такого рода по меньшей мере в одном виде СМИ.

– Результаты исследования показывают, что полные запреты рекламы, стимулирования продаж и спонсорства табака являются мерами борьбы с табаком, которые в наименьшей степени предпринимались странами, в особенности странами с низким уровнем дохода. Страны с высоким и средним уровнем дохода предприняли в четыре раза больше мер, чем страны с низким уровнем дохода, — сообщает доктор Армандо Перуга, руководитель Инициатива по освобождению от табачной зависимости в ВОЗ.

Профессор Анна Гилмор, руководитель Группы по исследованиям в области борьбы против табака из Университета Бата, считает, что «с помощью маркетинга табачная промышленность способствует распространению курения среди детей и молодых людей». Она заявила, что «уровни продаж табачных изделий снижаются в странах с высоким уровнем дохода, поэтому их рентабельность в будущем зависит от выработки пристрастия к курению у молодых людей из стран с низким уровнем дохода». «Наше исследование демонстрирует, как сильно производители табачных изделий стараются добиться этого», — говорит профессор Гилмор.

На основании исследований можно утверждать, что чем больше подростки подвергаются воздействию рекламы табака, тем больше вероятность, что они станут курильщиками во взрослой жизни. Во многих странах большинство взрослых курильщиков начали смолить еще до 18 лет. Согласно данным национального опроса для изучения наркомании и здоровья, 80% курильщиков в США начали курить до того, как им исполнилось 18 лет.

Например, поштучная продажа сигарет является действенным способом привлечения детей, которые не могут позволить себе купить целую пачку сигарет. Профессор Гилмор и ее коллеги обнаружили, что в странах с низким уровнем дохода 64,2% магазинов из выборки продавали сигареты поштучно; для сравнения: доля таких магазинов составляла 2,8% в странах с высоким уровнем дохода.

По мнению Перуга, последнее десятилетие отметилось значительным прогрессом, однако теперь необходимо вновь принять глобальные меры по борьбе с табаком, чтобы защитить всех людей в мире от табачной эпидемии.

Согласно прогнозу ВОЗ, курение станет причиной 8,4 миллиона смертей к 2020 году, 70% из которых произойдет в развивающихся странах, в которых проживают примерно 900 миллионов курильщиков. Однако если требования Конвенции ВОЗ не будут в скором времени и в полном объеме удовлетворены, предполагается, что эти цифры значительно увеличатся.





Партнеры