Эксперты признали: смерть "бумажных" изданий откладывается

Благодаря слаженным действиям Почты России и издателей удалось добиться прироста подписных тиражей

По предварительным итогам подписной кампании впервые за последние несколько лет отмечается небольшой прирост количества выписанных изданий. Мы спросили у экспертов медиаотрасли, какие решения позволили этого добиться, насколько важно проведение декад подписки и каковы их ожидания от следующего года.

Благодаря слаженным действиям Почты России и издателей удалось добиться прироста подписных тиражей

Первый зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Валентин Шурчанов:

- Декады поддерживаю. Идея хорошая. Почта России предоставила льготы по подписке, и организованный подход помог повысить тиражи. Свою роль сыграло также, что Почта Россия создала ресурс для подписки онлайн, в электронной форме, не выходя из дома. Это тоже хорошо, особенно в условиях, когда газеты теряют тиражи.

Ну а негативные факторы очевидны - цены растут. Издателям, почтовикам тяжело работать в этих условиях. И в следующем году экономическая ситуация не улучшится.

Заместитель председателя Общественной палаты города Якутска, гендиректор якутской медиагруппы Мария Христофорова:

- Я уже получила сводку по декабрьской Декаде подписки (предыдущая, напомню, была в начале осени). И она меня порадовала. Конечно, важную роль сыграло появление списка социально значимых изданий. В нынешней ситуации даже незначительная сумма может сделать погоду, а в данном случае речь идет о 15%. Плюс региональные издания получают скидку 17%. Все мы знаем, что не выполняется поручение Президента о том, что не должны расти цены на бумагу. Естественно, не будут дешеветь транспортные, логистические услуги. И без скидок выживать было бы сложно. Кроме того, Почта пошла на значительное снижение своих тарифов во время декад.

Нашей легендарной газете "Кыым" в следующем году исполняется 95 лет. Мой народ научился по ней читать и писать - эта газета выходит на языке саха и является национальной прессой. Нам очень трудно конкурировать с коммерческими изданиями, выходящими миллионными тиражами. И то, что нашу газету признали социально значимым изданием накануне нашего юбилея, очень важно.

Хочется в следующем году не только не потерять этих позиций, но добиться еще чего-то - для того чтобы эта уверенность стала еще сильнее. Например, сейчас 15-процентная сидка для социально значимых изданий действует только во время декад. А было бы неплохо, чтобы эта скидка действовала во весь подписной период.

На недавнем медиафоруме в Алуште выступали многие представители отрасли. И мне запомнилось образное выражение: "Газета - это корова, которая много лет нас кормит. И мы вот уже который год эту корову хороним. А она не только не умирает, но и продолжает нас кормить". Наверное, печатные средства массовой информации хоронить еще рано.

Первый зампред Комитета по информполитике, информтехнологиям и связи Андрей Туманов:

- Пожалуй, главная заслуга в приросте подписных тиражей принадлежит Почте России. Остальное - уже "копейки". Мы с генеральным директором Почты России Дмитрием Страшновым много беседовали, совещались, как вывести подписку из этого кризиса. Во многом он пошел навстречу. Нужно и впредь постоянно бороться за читателя - и проводить декады подписки, и устраивать акции.

Для печатной прессы наше государство создало самое неблагоприятное поле для работы. Плюс еще мои коллеги по Госдуме предлагают законы, чтобы поприжать прессу. Деньги выделяются на особо избранные средства массовой информации, да и то очень мало. А ведь финансирование нужно не только для закупки бумаги, но и для проведения рекламной кампании. Если газету никто не знает, продвинуть ее трудно.

Увы, несмотря на определенные подвижки, фундаментально для печатной прессы пока не изменилось ничего. Особенно тяжело периодике. Если телевидение и радио считаются "боевым полком" информационных войн, то газеты - убежище интеллигенции, считается, что их читают только "очкарики".

Самое важное - не потерять сейчас печатную прессу. Если мы потеряем уважаемые бренды, на их место придет эрзац, супержелтая, никчемная дешевка. Кстати, уже появляются издания, которые успешно конкурируют с известными брендами - просто надергивают из интернета хорошие материалы. Пока, к сожалению, рынок не отрегулирован. А анархии на рынке прессы не должно быть.

Россия - это место качественной журналистики. Тот же "МК" - это бренд. "МК" читали наши бабушки, папы-мамы, я читаю, многие читают. Я всегда говорю, что все СМИ работают только комплексно. Нельзя выдернуть что-то одно и раскручивать. Но пока не все наши руководители это понимают. Конечно, никто не говорит, что газеты-журналы не нужны. Объясняют, что "нужны, но пока до них руки не доходят".

К средствам массовой информации нужно относиться благоговейно. Если умрет телеканал, заменить его легко. А вот газету - невозможно. Рано или поздно руководство нашей страны это поймет, как поняли в той же Японии, где в школах теперь запрещают пользоваться многими гаджетами. В Японии был одно время массовый переход на электронные устройства, а потом люди поняли: мозги от таких устройств закисают. И теперь в этой стране одни из самых высоких тиражей на душу населения.

Печатные СМИ - камень, фундамент гражданского общества. Давайте их беречь.

Исполнительный директор АРС-ПРЕСС Софья Дубинская:

- Только совместными усилиями издателей и Почты России можно было добиться положительных результатов. Иначе ничего бы не получилось. Мы начали совместные проекты с Почтой России несколько лет назад - и по организации декад подписки, и по розничной продаже изданий в отделениях Почты России. И реализация этих проектов помогла достичь результатов.

В решении проблем издателей очень заметно участие "Московского комсомольца". Почти каждый месяц редакция "МК" организует прямые линии. И непосредственное общение руководителей Почты России с региональными издателями в ходе этих прямых линий дает блестящий результат. Любые озвученные претензии устраняются на следующий день.

В 2016 году мы попытаемся сохранить то, что сумели сделать. Финансово будет очень сложно, хотя издательские дома всегда считались благополучными. Но в то же время кризис - удачное время проверить свои способности и возможности.

Главный редактор газеты "Наше время" (Ростов-на-Дону) Вера Южанская:

- У нас подписка на следующее полугодие еще не окончилась. Я надеюсь, что сохранится положительная динамика. А секрет в том, что в Ростовской области почтовики вместе с издателями пошли на такой нестандартный шаг: плановые показатели для Почты были намечены в соответствии не с уменьшившимися показателями прошлого года, а в сравнении с аналогичным периодом 2012 года. План достаточно большой. И сначала казалось, что он неосуществимый. Тем не менее это стимулировало и почтовых работников, и издательские дома, которые проводили подписку. И падение тиражей, которые мы наблюдали до этого, удалось остановить. Это главный положительный итог, которого мы добились в ходе этой подписной кампании.

Планы на следующий год боюсь строить - суеверна, наверное. Сохранены скидки, которые давала Почта России - и для федеральных, и для региональных изданий. Плюс к этому появилась 15-процентная скидка для газет, которые являются социально значимыми. И эта скидка тоже поможет поддержать наших читателей - к слову, не самую обеспеченную категорию населения. Желаю и вам, и себе увеличения количества читателей.

Исполнительный директор "Социальной газеты" (Самара) Татьяна Мельникова:

- Окончательных итогов подписки у меня еще нет, поэтому конкретные цифры и факты назвать не могу. В прошлом году. насколько я помню, по итогам декабрьской Декады подписки был хороший прирост тиражей. В этом году, по идее, должен быть хороший прирост у социально значимых изданий, получивших 15-процентную скидку.

Уже достаточно долгое время идет спор, нужны ли декады - дескать, нечестно, что одни читатели подписываются за 300 рублей, а другие некоторое время спустя, во время декады, уже за 200-250. На этот аргумент мы приводим контраргумент: а честно, когда в магазине сапоги сегодня стоят 10 тысяч рублей, а через несколько месяцев - всего две? Разве это честно? Но ведь никто не возмущается по этому поводу.

Москвичам, возможно, трудно понять, но в деревнях 50-100 рублей - приличные деньги. И люди, у которых не было возможности подписаться за 300 рублей, получают возможность сделать это за 200 рублей. Вот вам и дополнительные подписчики. Разве это плохо?

Сейчас заканчивается формирование списка социально значимых изданий, рекомендованных Экспертным советом при Минкомсвязи для получения 15-процентной скидки Почты России. Таких изданий уже около трех тысяч. В их числе не только газеты, но и большое количество научно-популярных журналов, выходивших маленькими тиражами. Они очень интересные, и, конечно, их нужно поддерживать.

Заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Роспечати Геннадий Кудий:

- Я был на медиаконференции в Минске, здесь прозвучало много интересных выступлений, в том числе и касательно ситуации с российскими изданиями. Общий смысл в том, что нам нужно продолжать бороться за сохранение "бумажных" средств массовой информации. Нам с вами надо поднимать индустрию, и я оптимистично смотрю на перспективы этого направления. Для удержания аудитории я порекомендовал бы изданиям хороший контент, а Почте России - всесторонней поддержки со стороны государства. И тогда у нас все получится.

Генеральный директор Издательского дома "Крестьянин" Ирина Самохина:

- Рост тиражей в России - результат декад, результат создания списка социально значимых изданий и возможность вхождения в этот список. Многие газеты получают во время декад подписки суммарную скидку 25%: 15% дает Почта, 10% - издательство. Ценовая чувствительность россиян очень велика, особенно сейчас. Если издание стоит 500 рублей, то в результате 25-процентной скидки стоимость падает до 375 рублей. И возможность сэкономить 125 рублей дает возможность привлечь подписчиков. И если такая скидка будет действовать в следующем полугодии, читатели смогут подписываться на газеты по льготным ценам.

Из негативных тенденций на издательском рынке могу отметить падение рекламы на 30-50%. По журналам - подорожание бумаги и краски, и не только импортных, но и отечественных (по газетам пока более или менее все стабильно). Ясно, что эти проблемы во многом возникли из-за общего экономического состояния нашей страны.

Долгосрочных прогнозов мы стараемся не делать, говорим в пределах полугодия. Подписка стабилизировалась в этом полугодии, и в ближайшие полгода будем работать - мы это обещали своим подписчикам.

Председатель координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы, исполнительный директор Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи России Вячеслав Керов:

- Точные результаты по подписке мы увидим чуть позже, потому что будет еще продленная подписка - до середины января 2016 года. Но уже сейчас издатели говорят, что у кого-то тиражи снизились совсем немного, у кого-то остались на прежнем уровне, а у кого-то даже прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года! В любом случае сейчас, когда в стране нелегкая экономическая ситуация, все прилагают огромные усилия для сохранения (как минимум) своих подписных тиражей.

Издатели проводят различные акции, организуют редакционную подписку, всячески ее продвигают. Безусловно, на издателях лежит очень большая задача. Подписные агентства, которые работают с издателями, также прилагают усилия - например, организуют возможность подписаться через интернет-порталы. И тем самым способствуют продвижению подписки, особенно среди молодежи. Естественно, способствовала повышению подписки на первое полугодие 2016 года Почта России, которая провела в этом полугодии две декады подписки - осенью и в декабре. Я помню цифры, которые предоставила Почта по результатам предпоследней декады. Она дала на 40% подписок больше, чем за тот же период 2014-го. Безусловно, более интересное ценовое предложение для населения способствует увеличению количества подписчиков. Работа, которая была проделана на уровне Минкомсвязи Экспертным советом по региональным печатным СМИ (я имею в виду создание списка изданий, рекомендованных для получения 15-процентной скидки Почты России).

Развитие подписки на газеты и журналы будет во многом зависеть от действий Почты России по сохранению тарифов на обработку и доставку тиражей. Если они останутся на прежнем уровне, это станет большим шагом в сторону поддержки института подписки.

Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП):

- Я считаю, что прежде всего большое значение имели усилия самой Почты, которая пошла на серьезные льготы и затраты для издателей именно в целях поддержки подписки. Насколько я знаю, было потрачено за подписную кампанию порядка 700 млн рублей – именно на помощь печатным СМИ в части льготирования тарифов. Я полагаю, что много сделали и сами издатели, которые стали подходить к подписной кампании по-новому, активно используя формат декады подписки, для того, чтобы вместе с Почтой пойти на дополнительные льготы для подписчиков и обеспечить хорошие результаты. Кроме того, этому способствовали, безусловно, реклама, активные действия в социальных сетях и в интернете.

Я считаю, что много сделал и экспертный совет при Минкомсвязи РФ, который провел большую работу в части формирования пула издателей, которые бы имели специальные льготы, как социально значимые издания. Эта работа находится только в начале пути, и здесь много еще предстоит сделать. Нужно сделать многое, чтобы подписка стала лучше и более массовой.

Ну и конечно свою положительную роль сыграл Альянс в поддержку института подписки на газеты и журналы объединяющий более сотни издателей, которые в этом союзе вырабатывают дополнительные мероприятия, способствующие подписке.

К сожалению, я должен признать, что в качестве негативных событий уходящего года стали некоторые усилия наших законодателей по сужению экономики наших издателей: ограничения по рекламе, ограничение иностранных инвестиций в отрасль. Всё это повлияло крайне негативно - вызвало суждение рынка, уход с рынка и издателей, и некоторых типов изданий, например, патворков.

Из позитивных вещей я бы, может быть, отнес единственное, что в некоторых регионах России местные органы власти стали поддерживать отрасль. В их числе, к примеру, Липецк, Воронеж, Челябинск. То есть начинается большее понимание необходимости поддержки отрасли на уровне субъектов Российской Федерации. Это плюс.

Без господдержки Почта делает все, что может - то, что в ее силах. Надо сказать спасибо руководству Почты – то, что они делают из собственных средств, выделяя необходимые бюджеты на подписку. Но без поддержки государства здесь много сделать не удастся. И в этой ситуации я хочу отметить, что очень важно, чтобы все-таки мы достучались до государства и вернули субсидии на подписку, на доставку подписных изданий населению. Россия является единственной страной из развитых стран, в которой нет поддержки государством подписки. Везде есть – у нас нет. Это очень плохо. Я полагаю, что подписка должна восприниматься у нас элемент нашей обороны, как элемент информационной безопасности страны. Не понимать этого – значит совершать большую государственную ошибку.

Я хотел бы, чтобы 2016 год не принес бы нам больших неприятностей, чем уходящий 2015-й, и чтобы было больше позитивных сдвигов. Хотел бы надеяться, что наши законодатели наконец обратят свое внимание, что отрасль нуждается не в сдерживании, не в различных негативных действиях, а в поддержке и в большей свободе. Мы сами можем себе заработать, мы сами можем дать государству дохода в виде налогов, если нам дадут больше свободы – и издателям, и распространителям прессы. В том, чтобы наступающий год был годом больших свобод для рынка распространения прессы в стране.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру