В Милане создали городскую службу по планированию времени

Сколько времени нужно для счастья

За последние годы Москва очень привыкла к статусу неспящего города, где любой каприз могут исполнить 24 часа в сутки. Одни готовы, не задумываясь, платить за сиюминутный комфорт, а другие — его обеспечивать, чтобы заработать на жизнь. Нас даже удивляло, почему в Германия или Италии магазины могут закрываться уже после 6–8 вечера, а по выходным и вовсе не работать. Но на фоне падающего рубля и привыкшие к благополучию москвичи на глазах превращаются из эпикурейцев в стоиков...

Сколько времени нужно для счастья

Корреспондент «МК» встретился с главным консультантом Правительство РФ Милана по вопросам городского тайм-менеджмента, профессором Марко Мареджи и узнал, почему европейцы так ценят свое «домашнее» время и как власти итальянских мегаполисов помогают горожанам стать счастливыми без денег.

Многие слышали про тайм-менеджмент как эффективное управление рабочим временем отдельного специалиста, но что значит «городское планирование времени»?

Признаться, первое, что всплыло в моей памяти при упоминании занятий профессора Мареджи, это то, как Собянин, придя на пост мэра Москва, предложил всем чиновникам ездить на работу на час раньше, чтобы сократить утренние пробки.

Вообще до кризиса, по данным соцопросов, именно потеря времени на дорогах была едва ли не главным бичом жизни в столице. Хуже этой проблемы для автомобилистов стало только предложенное Дептрансом ее решение — собирать с водителей деньги.

Поэтому еще до встречи с Марко Мареджи для меня «городское планирование времени» сразу свелось к урегулированию транспортных вопросов. Но профессор рискнул переформатировать мой мозг, уже зацикленный на вечной столичной спешке:

— Конечно, проблема мобильности играет существенную роль в жизни города, — согласился сеньор Мареджи. — И у нас в Милане тоже есть различные технические департаменты, которые занимаются вопросами транспорта. Но городской тайм-менеджмент — это более широкое понятие, вышедшее из сферы управления персоналом, сферы инноваций и касающееся, если хотите, бытия человека. Задача — создать такую всеобъемлющую систему управления городом, при которой у жителей будет баланс между работой и повседневной, личной жизнью. Мы называем это особой городской политикой.

По словам Марко Мареджи, причиной перемен в бюрократической жизни Милана, как водится, послужили женщины. Именно они по ходу эмансипации столкнулись с необходимостью совмещать семейные заботы с работой и 20 лет назад стали активно требовать гармонии между общественной и личной жизнью. И тут, по признанию Мареджи, урбанисты поняли, что только строительством и обустройством детских садов не обойтись. Тем более что и мужчины в современном мире тоже страдают от того, что все время съедает работа, различные заботы, а удовлетворения это приносит мало.

Сегодня в Милане существует экспертная группа при муниципалитете, которая занимается составлением плана... расходования городского времени. И сеньор Мареджи выступает главным консультантом по разработке такой программы. Речь идет о том, чтобы переформировать всевозможные общественные услуги, которые позволят изменить жизнь миланцев в лучшую сторону. В том числе (но далеко не в первую очередь) это касается и расписания общественного транспорта — например, чаще пускать рейсы автобусов и электричек в часы пик там, где они особенно востребованы.

— Городской тайм-менеджмент не подразумевает какого-то единого, уникального инструмента, как наладить быт в городе, — поясняет профессор. — Но зато это означает, что мы не стоим перед печальным выбором, когда мы либо способны изменить ситуацию, либо нет. Здесь важно найти комбинированные решения. Сейчас в нашем Арсенал есть несколько возможностей: менять режим работы служб (заведения могут открываться раньше или позже); менять время работы персонала, графики конкретных людей; менять места, где предлагают услуги (реорганизовывать пространство).

— При этом важно действовать очень деликатно, — продолжает итальянец, — чтобы, улучшая условия для одних людей, не ухудшать их для других, ведь время — это самое личное, что есть у человека, у каждого из нас только одна жизнь. Допустим, в Италии почти все небольшие магазины — семейные, то есть там нет персонала, которому платят за работу, и если чиновники захотят изменить часы открытия, то влезут в частную жизнь людей, а владельцы, может, хотят проводить больше времени с детьми. Таким образом, если на режим работы некоторых офисов администрация города в состоянии повлиять напрямую, то в случае продуктовых лавок нужно действовать косвенно, чтобы хозяева сами увидели смысл открываться раньше.

Профессор уточнил, что в настоящий момент миланские власти сосредоточены на двух аспектах в отношении политики времени. Во-первых, надо навести порядок в управлении школами: часы работы многих учебных заведений разбросаны очень хаотично, и родителям бывает сложно выстроить нормальную схему, как забирать детей домой с занятий. Во-вторых, большое внимание уделяется пересмотру режима работы сотрудников различных компаний.

— На протяжении уже трех лет муниципалитет практикует так называемые дни умной работы, когда человек работает, не приходя в офис, — рассказывает Марко Мареджи. — Это не то же самое, что работа на дому, или дистанционная работа, в отношении которой в Италия существует жесткое законодательное регулирование (итальянец обязан зарегистрировать дом как домашний офис). Под «умной работой» имеется в виду, что работодатель предусматривает один день в неделю или несколько дней в месяц, когда сотрудник имеет право выполнить задание, не появляясь на рабочем месте. Скажем, некоторые руководители выдают на этот день подчиненному ноутбук, чтобы он из дома, или от своей подружки/друга, или из парка — где ему удобнее — прошел обучающий онлайн-урок. Некоторые фирмы создают специальные хабы — рабочие центры, которые удалены от центрального офиса, но ближе к жилью служащих, и в день «умной работы» человеку не надо тратить много времени на дорогу. Все это улучшает психологическое самочувствие людей.

— Конечно, я не говорю о ситуации, когда кто-то просто ненавидит свою профессию или босса, — тогда ему вообще лучше уволиться, — улыбается Марко. — Но если, например, вы чуть приболели, или снегопад, или вам хочется побыть с детьми и сегодня комфортнее потрудиться в стенах дома, вам не нужно специально выпрашивать разрешение у начальства. Вы сами регулируете время и пространство своей занятости. И компания выигрывает от результата.

По словам Мареджи, идея «умной работы», воплощенная в жизнь сначала в Милане, смогла привлечь внимание СМИ по всей Италии, а это достаточно сложно, чтобы инициатива одного города получила такой резонанс. Более того, в парламенте начались дебаты по режиму занятости, и сейчас многие изучают, какие бонусы принес опыт Милана.

Кстати, и на борьбе с пробками такое ноу-хау сказалось положительно. «Если мы захотим решить проблему трафика, изменив начало рабочего дня людей централизованно, — говорит собеседник, — это просто сдвинет часы пик на другое время. Поэтому с точки зрения улучшения мобильности мы пытаемся ввести другие элементы, когда хотя бы часть горожан будет работать в другое время. Это подход десинхронизации, поскольку в наследство от промышленной эпохи мы получили много шаблонов (универсальных расписаний, домов, полуфабрикатов), от которых теперь надо постепенно отходить — для более разумной организации нашей жизни, чтобы мы чувствовали себя более свободными людьми.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27005 от 13 января 2016

Заголовок в газете: Сколько времени нужно для счастья

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру