Арестованный глава ФСИН Коми таскал подчиненных за волосы

Про царские замашки подозреваемого в коррупции тюремщика рассказали его сослуживцы

Вслед за губернатором Коми Вячеславом Гайзером задержан глава ФСИН республики Александр Протопопов. До последнего момента он по сути сидел на двух креслах - был еще и врио замдиректора ФСИН России (курировал ВГУПы), так что большую часть времени жил и работал в Москве. Здесь же, в своей квартире, и был задержан.

Про царские замашки подозреваемого в коррупции тюремщика рассказали его сослуживцы
Александр Протопопов

Непотопляемый и снискавший славу одного из самых дерзких и независимых тюремщиков страны Протопопов подозревается в растрате госимущества в особо крупном размере. МК выяснил шокирующие подробности о жизни главы ФСИН Коми и проследил весь его карьерный путь.

О задержании начальника УФСИН Россия по республике Коми генерал-лейтенанта внутренней службы Александра Протопопова заявил Следственный комитет 13 января 2016 года. Эта новость шокировал многих. Ведь считалось, что у Протопопова есть очень высокопоставленные покровители, которые подобного ни за что не допустили бы. Но допустили. Или их кресла тоже зашатались? Но по порядку. Протопопова вместе с бывшим замначальника УФСИН по Коми Валерием Ивановым, экс-начальником колонии-поселения № 34 Романом Коржовым (кстати, изначально уголовное дело было возбуждено на них) подозревают в растрате в особо крупных размерах.

«С июня 2014 года по август 2015-го фигуранты дела допустили демонтаж и вывоз более 7000 железобетонных плит федеральной автодороги длиной 50 километров»- сообщил представитель СК Владимир Маркин. И назвал сумму ущерба - 6 миллионов рублей.

А теперь подробнее о самом Александре Протопопове с самого начала его тюремной карьеры.

-Протопопов приехал работать в Туберкулезную больницу ЛПУ-2 Медвежьегорска в 1996 из Казахстана, - рассказывает бывший инспектор учреждения Руслан Юхимук-Милославский. - В то время в Казахстане на руководящие должности в МВД и Минюсте начали ставить казахов, а русских по национальности выгонять. Так что Протопопову (тогда уже он был подполковником) нашли место у нас. Сразу поставили на должность начальника режима. А через два года он уже руководил всем учреждением. Волевой, жесткий и жестокий Протопопов считал ИУ своей собственностью. Расскажу пару историй. В те годы у него была машина «Жигули»- копейка. Он просто загнал ее в промышленную зону (чтобы иметь живые деньги даже в больнице была маленькая промышленная зона) и сказал осужденным, работающим там слесарями: "Я еду в Казахстан в отпуск, если не дай Бог моя машина сломается, вам конец". Осужденные, ремонтируя его машину, сняли запчасти с чужих автомобилей, которые тоже стояли там на ремонте. Причем, дорогие запчасти. Так с машины инспектора-дежурного Кованева сняли головку с двигателя. Многие сотрудники тогда были «раскулачены» таким образом. В 90-е это был действительно серьезный ущерб. В нашей больнице была мастерская, в которой по приказу Протопопова осужденные резали деревянные фигурки нецки. Зачем они ему были нужны? Может, на подарки в Москву, а может, коллекцию собирал..я

По словам сослуживцем, коммерческая жилка у Протопопова была во всем. С первых дней приезда в город он познакомился с начальниками всех службы и ведомств: от милиции до рыбнадзора. Договорился, что отряд бесконвойников отправили на Онежское озеро, они жили в лесу, ловили рыбу-ряпушку и прочее якобы для столовой ЛПУ. Но в столовую рыбу привезли всего пару раз...

-Был у нас младший инспектор Иван Гребнев, - продолжает Руслан. - Ботаник классический: добрый, безобидный, в очках. Так вот он был подстрижен не по уставу: волосы сбрил машинкой с краев «под ноль», а все, что под шапкой, оставил длинными. Так вот когда Протопопов случайно увидел на пересменке, что у Вани такая прическа, при всех прямо в дежурной части оттаскал его за волосы.

Из туберкулезной больницы Протопопова перевели начальником в ИК-9 Петрозаводск. Там рассказывают удивительные истории про его независимый нрав: -Приехал прокурор с проверкой на зону., видеть его хочет. А тот "Я занят» и уходит в жилую зону". Прокурор сидит ждет, час, другой, а Протопопов так и не пришел.

-А с зэками он нормально себя вел, - рассказывает Илья, который отбывал срок в колонии № 9. - Мужики им довольны были. Не самодур и толковый. Хозяйство какое никакое было при нем: теплицы, огороды, крольчатники... В лагере хлеб хороший пекли. Зэки часто выполняли для него какую-то работу — чего-то чинили, разбирали.

Вскоре перевели его начальником в Рязанский УФСИН, где он пробыл до 2006 года. Местные сотрудники вспоминают его даже с долей уважения:

-Протопопов, надо отдать ему должное, в людях разбирался. Находил способных. Что было, то было. Видимо, не нуждался в пресмыкающихся для самоутверждения, поэтому брал и выдвигал тех, кто работать мог. Он понимал, что собой представляет уголовный мир.

А потом уже стал начальником ГУФСИН в Архангельск, откуда и был переведен в Коми. Парадокс в том, что он будучи начальником УФСИН Коми одновременно стал врип заместителя директора ФСИН России. Курировал 17 предприятий, занимающихся в колониях сельским хозяйством.

В 2014-ом году в ютубе появилось любопытное видео. На нем главный тюремщик Коми застольничает вместе с авторитетными предпринимателям. Ест рябчиков, пьет водку в заповедном лесу, куда не пускают охотников. На видео Протопопов перечисляет деликатесы, что стоят на столе: «Грузди двух видов, семга..»

-У него был высокопоставленный покровитель во ФСИН, который и вытянул его на верх, - рассказывает источник в спецслужбе. - По моим данным, во время задержания он был в его квартире, и оба были в шоке.

И все таки как же могло случиться, что такой человек причастен к «исчезновению» 50 км федеральной трассы? И где вообще связь между тюремщиком и дорогой? Тем более, что даже СК говорит: демонтаж и последующую продажу плит вела коммерческая фирма. Вряд ли бы тюремщикм мог дать ей такое указание.

-Дорога проходила через лесной массив, где располагаются учреждения УФСИН, - -говорит адвокат Вадим Лялин (выступает защитником нескольких фигурантов по делу против Реймера). - То есть по территории, которая принадлежит ФСИН и за которую отвечал лично Протопопов. Дорогу изначально было удобно укладывать плитам, которыми устилаются аэродромы. Ведь по ней ездили автозаки, конвоиры и т. д. Но со временем некоторые учреждения закрывались, и «куски» дороги по сути шли «вникуда». Она становилась не нужной. Протопопов мог дать указание своим подчиненным, аффилированным с коммерсантами. А те уже занялись разбором дороги, «висящей» на балансе ФСИН. Все это произошло не за раз. Преступление длящееся. Думаю, некоторые уже арестованные тюремщики решили рассказать об этой истории следствию (пошли на сделку или проявили сознательность).

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру