«Все съели и вымазали»: аптеки перестали закупать лекарства против гриппа

Проблема в новой кризисной системе расчета

Проблема в новой кризисной системе расчета

В советские времена большой удачей считалось иметь знакомого или родственника — продавца в магазине. Он оперативно сообщал «своим» по большому секрету, когда в продажу «выкидывали» какой-нибудь дефицит.

Кто бы мог подумать, что спустя десятилетия таким выгодным знакомством станет аптечный провизор! Который сможет шепнуть «по блату», куда и когда поступит жизненно необходимый препарат.

Именно в такой ситуации сейчас оказались многие российские регионы. Начавшаяся эпидемия гриппа отчетливо показала: к ней никто не готов. Из аптек исчез ряд противовирусных средств, относящихся к списку жизненно важных и необходимых и даже входящих в список минимума, который всегда должен быть в ассортименте любой аптечной точки.

В первую очередь нет тамифлю — лекарства, рекомендованного ВОЗ для лечения свиного гриппа. Мы обзвонили десятки аптек, и в каждой рассказали страшные истории. Что, несмотря на установленное некоторыми «советское» ограничение на продажу («не больше двух в руки!»), лекарство, если оно вдруг случайно поступало, сметалось за считаные минуты.

Наверное, в тридцатой аптеке, что у станции метро «Сходненская», нас заверили по телефону: «Только что получили, через полчасика начнем продавать, у нас 60 упаковок, приезжайте». Через сорок минут мы были в аптеке и застали только стенающих москвичей: «Как же так, я звонила 10 минут назад, он еще был, бежала бегом — а уже все распродано!». Провизоры большинства обойденных аптек заверяют: лекарства нет ни на одном складе. И в продажу он поступит не раньше середины февраля.

Впрочем, это далеко не единственный дефицит, который образовался в наших аптеках. Почти нигде нет копеечной оксолиновой мази и даже более дорогой вифероновой. Как говорят аптекари, их тоже нет на складах. Да что там мази — марлевые маски сегодня днем с огнем не найти!

— Что вы, какие маски! Нам вчера завезли партию — раскупили моментально. Люди берут упаковками по сто штук, — говорят в аптеке на проспекте Мира.

«Чего у нас еще нет? Проще сказать, что есть, — вздыхает провизор из аптеки на Ярославской улице. — Остался анаферон да одна пачка ингавирина». «Смели даже арбидол», — удивляются в аптеке на улице Космонавтов. Из дефицитных средств называют также амиксин, кагоцел, релензу (последний — еще один рекомендованный ВОЗ для H1N1 препарат).

...Что происходит? Даже во времена объявленной пандемии свиного гриппа в 2009 году в московских аптеках был полный ассортимент противовирусных средств и в любой момент можно было купить любой препарат. Я это хорошо помню, так как сама в разгар пандемии покупала лекарство больному ребенку.

«Все съели», — говорят в аптеках по поводу того или иного противовирусного лекарства. «Все вымазали», — объясняют отсутствие противовирусных мазей. Некоторые винят в этом «рекламу» эпидемии гриппа в СМИ, которая довела народ до паники. Иные сетуют на полную несостоятельность дистрибьюторов, которые не создали запасов на складах. Другие заявляют, что все запасы препарата перекинули в стационары.

У директора Ассоциации аптечных сетей Елены Неволиной другое объяснение. Она вспоминает, как в 2009 году аптеки обожглись на пандемии, закупив дорогостоящий препарат тамифлю впрок. И когда заболеваемость пошла на спад, лекарство оказалось нераспроданным. Потом пришлось его списывать из-за окончания срока годности.

Теперь, в условиях кризиса, закупить что-то впрок могут позволить себе немногие. Все аптеки перешли на новую систему расчетов с поставщиками. Товар берется в кредит, и многие, увы, с его выплатой потом долго тянут.

Поставщики же, не будь дураки, не отдают новые партии лекарств, пока не получат причитающееся. «Все аптеки сегодня работают в отрицательном финансовом цикле на товарных кредитах с отсрочкой платежа. В период эпидемии, когда возникает повышенный спрос на товар, аптеку, которая не соблюдала график погашения задолженности, поставщик может перевести на т.н. револьверные поставки. Аптека оплачивает предыдущую партию — и только после этого получает следующую. У многих аптек нет средств, а дистрибьюторы не хотят рисковать», — говорит Неволина.

...Впрочем, что бы на самом деле ни было причиной дефицита в аптеках, легче от этого не становится. Не становится даже после попыток властей сгладить ситуацию. Не видит проблемы и министр здравоохранения Вероника Скворцова, заявившая вчера, что антигриппозные препараты есть во всех регионах РФ с несгораемым запасом до двух недель.

Проблему видят только люди, которые не могут найти этого «несгораемого запаса» в аптеках. Получается, что с экзаменом «а если завтра эпидемия» наша страна не справилась. Эпидемия наступила уже вчера. И не исключено, что скоро грипп нам придется лечить чесноком и чаем с малиновым вареньем, запасы которых наверняка есть в каждом доме.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27018 от 28 января 2016

Заголовок в газете: Дефицит приходит во время беды

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру