ГИБДД настаивает на коррупционной схеме приема экзаменов на «звание» водителя

Секундомером по правам

3 февраля 2016 в 18:01, просмотров: 5408

Российская придорожная полиция, позже остальных ведомств подготовившая документ, без которого вся реформа автошкольного образования, идущая в стране второй год, попросту теряет смысл, сделала это в такой спешке, что претензии к нему предъявили все участники процесса: и Минтранс, и Минобрнауки, и Минэкономики, и автошколы. При этом гаишники, как пишет портал «АвтоВзгляд», откровенно обманули профессиональное сообщество.

ГИБДД настаивает на коррупционной схеме приема экзаменов на «звание» водителя
фото: Геннадий Черкасов

Речь, напомним, идет о регламенте, регулирующем сдачу экзаменов на права. Он должен был вступить в силу согласно постановлению правительства №1097 почти год назад, но ГИБДД всячески затягивала работу над ним. Почему — объясним ниже. А пока заметим, что его итоговый вариант, переданный на днях в Минюст для окончательного утверждения, значительно отличается от того, что был представлен разработчиками для всеобщего обсуждения.

И, по мнению ряда экспертов, документ в его нынешнем виде и коррупционноемок, и опасен для жизни сдающих и принимающих экзамены людей, да и просто невыполним с технической точки зрения. Однако Госавтоинспекция настаивает на его принятии, даже несмотря на то, что, повторимся, отзывы ряда ведомств на прожект — резко отрицательные. Скажем, Минэкономразвития заявило в конце прошлого года, при первой попытке гаишников протолкнуть регламент, что он «не может быть поддержан и нуждается в доработке». Но и спешно поправленный гаишниками, прожект (имеется в распоряжении редакции, но почему-то не опубликован на сайте regulation.gov.ru) по-прежнему вызывает недоумение.

И более того — наталкивает на мысли, что ведомство изначально понимало всю свою неспособность принимать экзамены по новым прогрессивным правительственным требованиям, в том числе исключающим коррупционную составляющую процесса. И всеми силами пыталось выдумать такую версию, чтобы, сохранив свои интересы, создать иллюзию работы по-новому. Но, как водится в этой службе, ничего не получилось.

Так, например, одна из основных претензий к законотворчеству ГИБДД заключалась в том, что в регламенте в принципе не был установлен срок предоставления государственной услуги. Нет, временные рамки отдельно взятых (хотя далеко не всех) административных процедур описаны. Но максимальное время, в которое должны уложиться сотрудники экзаменационных подразделений от момента приема заявления на получение услуги до выдачи водительского удостоверения, — не назначено. Другими словами, интервалы между регистрацией «прошения», теоретическими и практическими испытаниями могли составлять и дни, и недели, и месяцы. Гаишники «исправились». И, как заявил на днях 1-й заместитель начальника ГУ ОБДД МВД России Владимир Швецов, теперь на весь процесс «для тех, кто сдает экзамены на категорию «А», «М» или подкатегорию «А1», при условии успешной сдачи всех экзаменов с первой попытки, отводится 15 рабочих дней. Для всех автомобильных категорий — месяц». Но генерал лукавит, так как в документе прописано «30 рабочих дней», или, в переводе с бюрократического, 40 календарных. Между тем сегодня этот процесс занимает всего 1 (один!) день. Зачем же ГИБДД его искусственно растягивает? Не затем ли, чтобы граждане начали искать варианты для ускорения работы инспекторов?

А как вам утверждение последних о том, что благодаря регламенту «станет возможным проведение экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством на автоматизированном автодроме»? Это, конечно, здорово, но ведомство скрывает, что такие автодромы есть только у автошкол, механизма взаимодействия с которыми ни регламентом, ни иными документами не предусмотрено в принципе! Между тем своими экзаменационными площадями, экзаменационным транспортом и прочим необходимым автоинспекция в масштабах страны обеспечена крайне скудно. И во многих регионах, если этот вариант регламента все же будет утвержден, экзаменационный процесс просто встанет. Или все будет решаться «через директора магазина и заднее крыльцо».

Впрочем, это еще не самый неприятный сюрприз для граждан. Куда обиднее, что автоинспектора ни с того ни с сего решили измерять мастерство кандидата в водители в том числе и временем, за которое он должен пройти то или иное испытание. Но откуда взялись нормативы, кем рассчитаны и проверены — абсолютно не понятно. Против этого выступили многие автошколы, на практике доказав, что в предложенные гаишниками рамки с трудом умещаются даже мастера автоспорта и водители-профессионалы с многолетним стажем, а для новичка они просто невыполнимы. При этом в ГУ ОБДД так и не объяснили, почему заезжать, например, в гараж надо уметь ровно за, скажем, две минуты, а не за три или одну?

При этом контролировать время прохождения того или иного упражнения гаишники будут секундомером, который, по их словам, уже «имеется у каждого госинспектора экзаменационного подразделения в соответствии с приказом МВД». Им как будто неизвестно, что эти приказы — ведомственные, не зарегистрированы в Минюсте и не могут распространять свое действие на вопросы, затрагивающие права и интересы граждан. А ведь на экзамене именно от секундомера будет зависеть, прошел человек тест или нет — коррупционная составляющая видна даже невооруженным взглядом. Особенно если учесть, что введение в процедуру экзаменационной деятельности какого-либо дополнительного технического средства противоречит п. 10 постановления правительства №1097.

Ну а про пассаж о том, что «при проведении экзамена присутствие в транспортном средстве каких-либо лиц, кроме кандидата в водители, не допускается», говорить и смешно, и страшно. Смешно, потому как совершенно неясно, каким образом экзаменуемый и экзаменатор станут общаться: по рации, через громкоговоритель, заранее обговоренными жестами? А страшно от того, что находящийся в стрессовом состоянии человек будет рулить в одиночестве по периметру, где кроме него «практикуется» еще с десяток таких же молодых необстрелянных... Так что если этот прожект регламента ГИБДД все же будет утвержден Минюстом, нам останется только надеяться на минимальное число жертв при его реализации.

С другой стороны, их может и не быть, поскольку прием экзаменов просто прекратится, так как за 10 дней с момента регистрации регламента Минюстом ГИБДД не найдет новые территории под площадки, не успеет нанести разметку под новые упражнения, переустановить программы на компьютерах, оборудовать машины видеокамерами. То есть выполнить все требования, предусмотренные ею же. Или все бремя ляжет на плечи автошкол? Да вот только и автошколы тут при всем желании помочь не смогут. Имеющиеся в их распоряжении площадки по 0,24 га маловаты для придуманных гаишниками упражнений.

Александр РОСТАРЧУК, шеф-редактор портала «АвтоВзгляд».



Партнеры