Уроки финансовой грамотности спасут от долговой ямы

Сумеют ли школы дать отпор обществу потребления?

7 февраля 2016 в 18:14, просмотров: 3274

В течение некоторого времени в российских школах проходят экспериментальные уроки финансовой грамотности, призванные с младых ногтей научить юных россиян считать свои деньги, не попадаться на удочку аферистам и исправно платить все, что требует государство. А с 2017 года этот урок и вовсе станет обязательным. «МК» выяснил, как финансовой грамотности учат у нас и за рубежом, из чего состоит российская школьная программа, и прошел экономический тест Минфина для простых россиян.

Уроки финансовой грамотности спасут от долговой ямы
фото: Наталья Мущинкина

Не секрет, что большинство россиян финансово малограмотны, из-за чего систематически становятся жертвами маркетологов, мошенников и нелепых шаблонов. Охранник Вася считает мерилом жизненного успеха крутой смартфон или автомобиль, покупает в кредит технику не по средствам, после чего начинает бегать от коллекторов. Кассирша Маша выходит замуж за мелкого айтишника Петю, но закатывает свадьбу на полмиллиона, считая, что их совокупная зарплата за год — вполне нормальная цена за красивые фотки в белом платье... При этом в большинстве развитых стран владение основами финансовой грамотности сегодня считается одним из ключевых базовых умений человека — как, скажем, чтение или письмо. И, соответственно, учить этому начинают уже в школе.

— Существуют разные подходы — допустим, в Австралии нет отдельного учебного курса, уроки финграмотности интегрированы в другие предметы, — рассказывает Анна Зеленцова, стратегический координатор проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования» Минфина РФ. — В средних классах австралийской школы нет распределения на физику, химию, биологию — есть предмет «Наука», на которой, к примеру, подробно изучается энергосбережение как одна из основ планирования семейного бюджета. В рамках уроков родного языка юные австралийцы пишут эссе, проводят дебаты и семинары по конъсьюмеризму — «потребительству»: нужно ли, скажем, срочно бежать покупать последний айфон или погоня за модой часто идет вразрез со здравым смыслом в личных финансах. В Великобритании иной подход, там года полтора назад финансовую грамотность ввели в школах как отдельную обязательную дисциплину. Дело в том, что множество британских подростков уже сильно закредитованы к окончанию школы — в основном быстрыми потребительскими займами на гаджеты (в США, кстати, та же проблема — 60% молодых людей к 18 годам уже имеют какие-то долги). Англичане пришли к выводу, что проблема кроется в низком уровне финансовой грамотности — игровая и факультативная, используемая прежде, форма обучения не дала эффекта.

В России решили использовать все существующие в мире варианты внедрения финансового образования в школе, хотя не все для нас оптимальны. К примеру, интеграция «финансов» в другие уроки хороша там, где развиты межпредметные связи, но отечественная система школьного образования этим похвастаться не может; у нас у каждого учителя свой предмет — главный. Различные варианты проектной деятельности на внеурочке грешат необязательным к ним отношением. Поэтому в итоге все нынешние эксперименты должны привести к полноценному и повсеместному введению основ финансовой грамотности в учебный план с 2017 года. Сейчас же к нему идет активная подготовка, эксперимент проходит в 10 регионах — Алтайском крае, Саратовской области, Калининградской и ряде других.

Из них 30 школ из четырех областей с 1 сентября начали пилотное преподавание «Основ» на постоянной основе — в рамках школьного предмета «Обществознание».

— Никакого увеличения учебных часов не произошло — просто сместились акценты в обществознании, в котором и ранее содержалось немало экономического, — успокаивает Анна Зеленцова. — Но если раньше это была в основном макроэкономика, далекая от насущной повседневности, то сейчас будет систематизированный курс микроэкономики. Для этого одно из издательств, выпускающих учебники, подготовило полную линейку учебников по основам финансовой грамотности с первого по последний классы.

Одна из преподавателей, ведущих курс основ финграмотности, учительница истории и обществознания из калининградской школы №12 Лидия Кошелева, рассказала «МК» о нюансах преподавания этого предмета:

— Для подготовки к новому предмету учителя Калининграда ездили на учебу в Москву. И сейчас мы даем детям вещи, которые реально помогут им в будущем, — скажем, все, что человеку нужно знать о пластиковых картах или правила учета семейных расходов. Задания для самостоятельного выполнения тоже вполне жизненные — как, к примеру, подростку накопить себе на велосипед, если в семье с деньгами сейчас туго, — способы заработать, способы сэкономить, выбрать оптимальный по цене и найти лучшую стоимость или скидки.

«Москва не вошла в список 10 тестовых регионов, потому что в столице с пропагандой финансовой грамотности среди населения вообще, и в школах в частности, занимается не Минфин, а Центробанк, — говорит замдиректора столичной гимназии №1518 Ольга Полякова. — У нас точно так же проводятся уроки — каждая школа, правда, сама определяет, как это реализовывать. Реализуют, конечно же, не все…»

Собственно, любой взрослый может легко поставить себя на место школьника, прослушавшего финансовый курс, — можно пройти онлайн-тест Минфина. Корреспондент «МК» прошел тест и верно ответил на 13 вопросов из 15 — я ошибся на сумме страховых выплат для вкладчиков при крахе банка (она составляет 1 400 000 рублей, а я назвал 700 000) и не знал, куда следует направить жалобу, если мне не удалось самостоятельно урегулировать спор со страховой компанией (в Центробанк и Роспотребнадзор одновременно). В сущности, именно эти вопросы и относились к реальной финансовой грамотности — все остальные, как правило, были слишком очевидные (о внимательности при чтении кредитных договоров, о необходимости ведения книги семейных финансовых трат и т.п.).



Партнеры