Александр Борода: «В России нет угрозы жизни евреев, как во Франции или Бельгии»

Евреи как зеркало демократии: в Европе их бьют, а в России их награждают

В то время как в демократичном Европейском союзе и собирающейся примкнуть к ЕС Украине наблюдается невиданный со времен Второй мировой войны всплеск антисемитизма, в «путинской» России наблюдается удивительный еврейский ренессанс. Открываются новые синагоги, строятся современные общинные центры, а лидеров иудейской общины наряду с лидерами других общин представляют к государственным наградам.

Евреи как зеркало демократии: в Европе их бьют, а в России их награждают
Александр Борода

10 марта в Кремле состоится награждение известных российских общественных и религиозных деятелей. И как стало известно, в этот день высокая государственная награда — орден Дружбы — впервые будет вручена одному из руководителей российской еврейской религиозной общины, раввину Александру Моисеевичу Бороде, президенту Федерации еврейских общин России, основателю Еврейского музея и центра толерантности.

«МК» удалось одним из первых поздравить уважаемого российского религиозного деятеля с наградой.

— Александр Моисеевич, главный раввин России Берл Лазар (Шломо Дов-Бер Пинхос) — выходец из Италии, родился и воспитывался в семье раввина еврейской общины Милана. А как складывался ваш путь в религию, вы же родились в Советском Союзе, где еврею получить религиозное образование было практически невозможно…

— До распада СССР моя биография ничем не отличалась от биографии миллионов советских людей. Родился в Москве, в Марьиной Роще, в обычной советской семье инженеров. Учился в школе, потом в техникуме транспортного строительства. Получив профессию маркшейдера, ушел служить в армию. Как ни странно, именно там я впервые ощутил интерес к религии. В многонациональном солдатском коллективе соблюдение национальных и религиозных традиций вызывало уважение. Вернувшись после демобилизации в Москву, продолжил учебу по маркшейдерскому делу в вузе, параллельно работал в Метрострое. Еще в институте начал посещать синагогу. Мне было интересно узнать, что же такое «еврей», разобраться в своей жизненной позиции. В иудаизме этот процесс называется «тшува» (в переводе с иврита — «возвращение к Творцу»).

— С того момента прошло уже без малого четверть века. Как бы вы оценили этот период в жизни еврейской общины России?

— Без сомнения, в жизни общины произошли колоссальные качественные изменения. Во-первых, огромные массы евреев уехали из страны еще в начале 1990-х годов, во-вторых, очень вырос уровень еврейской жизни для тех, кто остался. В результате сегодня многие евреи оказались вовлечены в общинную жизнь, которую 25 лет назад и представить себе было невозможно. 25 лет назад, когда все уезжали за границу, так получилось, что центром еврейской жизни в Москве оказалось посольство Израиля, возле которого практически круглосуточно стояли огромные очереди на получение выездных иммигрантских виз. И если в те времена в столице работали только две синагоги, то сейчас их количество выросло многократно.

— Удивительно! За последние два десятилетия во всем мире сложился стойкий стереотип, что евреи массово уезжают из России, и вдруг оказывается, что еврейская община увеличивается. Люди стали возвращаться?

— Уезжать массово прекратили давно. В целом после двухтысячного года особо никто не уезжает. К этому времени все, кто хотел, уже уехали. Сейчас люди стали ездить в гости, сравнивать свою жизнь в России с бытом уехавших за границу родственников и друзей, и, в общем, возник своеобразный баланс. Вместо тех, кто все же решил совершить алию (репатриацию), даже возвращались евреи, не нашедшие себя в условиях Израиля.

— Называлась цифра, что только израильтян в Москве живет и работает порядка 100 000 человек?

— Да, да. Только я не стал бы называть их израильтянами, скорее, держателями израильского паспорта. Многие его получают из-за возможности путешествовать по миру без получения визы.

— Если учесть, что в традиционном смысле еврейство определяется не национальностью, а принадлежностью к иудейской вере, то, наверное, самое важное для членов вашей общины — возможность исполнять религиозные заповеди. Евреи, проживающие в России, имеют сегодня для этого такие же возможности, как евреи в США, Европе или в том же Израиле?

— Несомненно. Мы стараемся активно развивать как религиозную, так и социальную жизнь российских евреев. Ведь многие люди, особенно молодежь из ассимилированных еврейских семей, часто приходят в общину за общением — посещают клубы по интересам, лекции, даже спортивные секции. Молодежные программы пользуются большой популярностью: студенты в течение года посещают курс образовательных лекций, а потом отправляются в путешествие по Европе, посещая значимые для еврейской истории места. Обязательной и самой важной частью программы является посещение музея, созданного на месте концлагеря «Освенцим». Очень важной частью общинной жизни, безусловно, является благотворительность. Кстати, мы не ограничиваемся работой только в России: последние два года, например, направляем гуманитарную продовольственную помощь и медикаменты в некоторые украинские общины, а также в Донецк и Луганск.

Если же говорить про открытие новых общинных центров и синагог в России, то в 2015 году у нас их было открыто пять (в Абакане, Калуге, Иванове, Владивостоке и Московской области). В текущем году мы планируем открытие и регистрацию еще нескольких синагог в Москве и в других крупных городах России. Я считаю, у нас в России сложилась очень хорошая и интересная общинная жизнь. А по сплоченности, дружественной атмосфере в отношениях между членами общины, может быть, мы даже и обходим общины многих других стран.

— Выходит, для вас не стали неожиданностью слова Президента РФ Владимира Путина, прозвучавшие на встрече с представителями еврейских общин Европы и России. Когда в ответ на рассказ Вячеслава (Моше) Кантора, президента Европейского еврейского конгресса, поведавшего о беспрецедентном разгуле антисемитизма в Европе, Владимир Путин заявил, что двери в Россию открыты для всех евреев, нуждающихся в защите?

— Я расцениваю предложение Президента России прежде всего в качестве гуманитарного ответа на сложившуюся в Европе угрожающую ситуацию с разгулом антисемитизма. В нашей стране, слава богу, сейчас другая ситуация, все существенно спокойнее, по крайней мере, угрозы жизни и здоровью членов общины, как, например, во Франции или Бельгии, здесь нет.

— До вас доходила информация, как европейские общины откликнулись на это предложение? Может, кто-то уже проверял возможности переезда в Россию?

— Времени на самом деле прошло очень мало. Но, по крайней мере, евреи Европы знают, что для спасения от антисемитизма Россия также присутствует на карте их возможной эмиграции. А какую страну выбирать — это уже им решать.

Справка «МК»: В начале 2015 года сообщалось о 766 случаях насильственного проявления антисемитизма в странах Европы. Лидерами по числу актов антисемитизма среди стран бывшего СССР является Украина, а среди стран ЕС — Франция и Бельгия.

Согласно отчету, в 2014 году число актов проявления насилия возросло на 38%. А в новом отчете за 2015 год, который ЕЕК планирует опубликовать в следующем месяце, цифры еще ужаснее.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру