В экзамен по математике этого года включены экономические задачки

Финансовую грамотность школьников проверят на ЕГЭ

13 марта 2016 в 18:46, просмотров: 2489

В отличие от большинства других регионов, вводящих новый школьный предмет финансовая грамотность лишь с этого года, Москва взращивает школяров грамотными потребителями финансового рынка аж с 2012 года. Правда, данную дисциплину в московских школах изучают в рамках других предметов во главе с математикой. И, как оказалось, не зря. Уже в 2016 году, сообщил «МК» директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко, среди задач ЕГЭ по математике появятся задания кредитно-финансовой направленности.

В экзамен по математике этого года включены экономические задачки
фото: Геннадий Черкасов

Традиционная финансовая безграмотность россиян повергает члена Комитета Госдумы по бюджету и налогам Николая Гончара в шок:

— Происходят поистине дикие вещи! Помните телевизионную рекламу, где дедушка хвастается выгодным процентом на свой банковский вклад, а внучка кидается его обнимать? Да его не обнимать надо, а надавать по голове! Ну не может в каком-то непонятном банке быть ставка «до 20% годовых», если в Сбербанке она не выше 6–7%! Это же явная разводка!

Еще хуже, по словам депутата, обстоят дела с микрокредитами:

— Несложно подсчитать, что 2% в день — это чудовищные 730% в год! Но наши люди все равно верят в невозможное — вспомните хотя бы историю с «МММ». Или взять наши сказки: далеко не каждый народ рассказывает в них о скатерти-самобранке или дырке во льду, откуда высовывается щука, чтобы осчастливить проходящего мимо идиота. Так что пресловутому дедушке, учитывая эти традиции, наверное, уже не поможешь. А вот внучку научить можно. Для этого в школах и вводится финансовая грамотность.

Впрочем, не только в школах. «Прежде всего воспитанию с младых ногтей вменяемых потребителей финансовых услуг в Москве способствует широкая внеучебная работа, — рассказала руководитель отдела координации госпрограмм Московского центра технологической модернизации образования Ольга Милова, — конкурсы, семинары, «круглые столы», деловые и интерактивные игры, вебинары, выездные профильные лагерные смены, экскурсии, образовательные интернет-курсы, форумы по финансовой грамотности и т.д.» (В одном лишь 2015 году в них приняли участие 80 тыс. учащихся и 12 тыс. педагогов.)

Одновременно готовится и будет запущена в сентябре 2017 года специальная олимпиада по финансовой грамотности для школьников. Часть заданий, слегка приоткрыл интригу Ященко, впервые будет рассчитана «не только на учащихся, но и на их родителей, на семьи в целом. И это, как мы надеемся, скажется на отношении общества к рекламе кредитов под 4% в день».

Ведется и соответствующая работа на уроках, разъяснил он «МК»:

— Образовательные программы формирует сама школа, и это дает ей право включать в свой рабочий процесс любые элементы, которые она считает нужными. Поэтому, пусть формально и не вводя в программу финансовую грамотность как самостоятельный предмет, мы приобщаем к нему столичных учащихся в рамках других дисциплин — математики, географии и т.д. Более того, в ЕГЭ и в ОГЭ (обязательные госэкзамены) по математике в этом году уже введены задачи на финансовую грамотность — например на оптимальные условия получения кредита. И в этой связи не будет преувеличением сказать, что, готовя своих выпускников к этим испытаниям, так или иначе финансовой грамотностью с учащимися занимаются практически все школы Москвы. Во многих учебных заведениях уже идут и системные занятия по этому предмету. Примерная программа для младшей школы уже есть, а в течение полугода будет опубликована и примерная программа для средней школы.

Учебно-методическая литература, как для школьников, так и для учителей, уже готова, заверила глава рабочей группы по подготовке этих материалов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ирина Петрикова. Так что дело за подготовкой учителей, способных преподавать новый предмет. Эта работа началась (один лишь Финансовый университет, по статистике главы Центра развития программ Института краткосрочных программ Марины Малышевой, обучил около 9 тыс. человек по 21 программе). Но главное еще впереди.

— В течение двух лет, — заявил «МК» начальник управления финансовой грамотности и взаимодействия с институтами гражданского общества Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России Вячеслав Крылов, — Центробанк России планирует переподготовить основную часть учителей обществознания для обучения детей финансовой грамотности. Таким образом, школа получит необходимое число учителей, а издательства переформатируют имеющиеся учебники в соответствии с требованиями нового предмета.



Партнеры