Во время Великого поста главное удовольствие можно получить от сопливости

В императорской России грешники ели «грешников»

Для людей воцерковленных произошел коренной перелом в образе жизни: вот только вчера гуляли-веселились по случаю Масленицы, объедались вкусными блинами, а с утра в понедельник вступил в права Великий пост с его суровыми ограничениями по всем направлениям обыденной жизни. Впереди православных ожидают 48 дней такого «особо строгого режима».

В императорской России грешники ели «грешников»

Конечно, в нынешних условиях семь недель Великого поста для среднестатистического «мирянина» не слишком отличаются от прочих дней в году, но у наших прадедушек все было иначе.

Прочитайте и сравните – «кому живется весело, вольготно на Руси»?

Самое главное, самое заметное изменение, случавшееся в приходом Великого поста в царской России: список возможных развлечений для представителей самых разных сословий значительно сокращался. Например, в эти недели в городах и селениях нельзя было устраивать ярмарки, запрещалась работа потешных балаганов... А непотребных девок решительно прогоняли подальше от кабаков и прочих злачных мест. (Но даже со своей законной женой православному в эти почти два месяца церковными правилами не позволялось никаких «шалостей» – сугубое воздержание!)

Лет 150 назад на период Великого поста исчезало даже такое заманчивое «лакомство» для просвещенной публики, как театры. Они прекращали давать спектакли на русском языке (зато иностранцам закон не писан: итальянские труппы, часто выступавшие в московском Большом театре, обычно не прерывали своих гастролей). Впрочем позднее было дано «послабление», и театры не работали только в течение самых строгих периодов Великого поста – на 1-й, 4-й и 7-й его неделе.

(Если у служителей Мельпомены во время поста был вынужденный простой, то у портных и модисток эти несколько недель перед Пасхой оказывались чуть ли не самым горячим временем в году. Среди состоятельной части публики считалось правилом хорошего тона встретить праздник Светлого Христова Воскресения в новом платье или костюме.)

В конце XIX века, когда в Россию пришла мода на занятия различными видами спорта, неоднократно предпринимались попытки запретить на время поста подобную «развлекаловку». В Москве, Петербурге и некоторых других крупных городах порой указанием «сверху» отменяли лыжные гонки, катание на коньках, занятия так называемой «сокольской» гимнастикой... Впрочем, это были все-таки разовые локальные «запретительные акции».

«Табу» на развлечения сочеталось с обязанностью для всякого православного в дни Великого поста не просто посещать службы в храме, но выбрать время для говения, исповеди и причастия. В дореволюционные годы было узаконено, например, правило, согласно которому каждый гимназист и гимназистка должны были перед началом весенних экзаменов принести справку из своей приходской церкви о том, что они во время Великого поста были на исповеди и причастились.

Конечно, в числе главных ограничений, касавшихся практически каждого верующего христианина, был предусмотренный церковными правилами запрет на употребление скоромной пищи.

Едва ли не основной составляющей постных обедов и ужинов являлись грибы. – Соленые, сушеные, в супе, в каше, в пирогах, даже приготовленные в медовом уксусе, с патокой и изюмом, с лимоном!.. Среди самого вкусного грибного угощения торговцы на базаре предлагали засоленные по особому рецепту грузди – так называемые «архиерейские». (Подобное прозвище возникло поскольку изначально считалось, что такой деликатес могли позволить себе лишь высокопоставленные церковные иерархи.) Наиболее характерным признаком чудо-грибов была их «сопливость». Продавцы так и рекламировали товар: «Грузди архиерейские – нет сопливей!»

Много было на столах разнообразных солений и прочей «бочковой продукции». Хозяйки заранее запасали кадки с квашеной капустой и солеными огурцами, с мочеными яблоками, с крыжовником, черносливом, клюквой и брусникой

И еще о постном меню наших прадедушек. В давние времена в русских селениях охотно ели редьку, капусту крошеную, толокно мешаное, лапшу гороховую, пироги подовые с пшеном и изюмом, на сладкое – порезанные на полоски дыни и арбузы, вареные в патоке, левашники (лепешки с сушеными и вареными ягодами), гречневая каша с маковым молоком, конечно – мед...

В качестве своеобразного аналога нынешних «хот-догов» прежде в Великий пост на базарах и на улицах торговали с лотков гречнёвиками («грешниками» как их еще называли в простонародье) – выпеченными из гречневой муки пирамидками, политыми подсолнечным маслом и посыпанными солью.

Не забывал народ и о напитках. Среди простой публики популярны были (как и в обычные дни) чай и сбитень Однако сахар, вроде бы необходимый для них, многие из наших предков считали продуктом скоромным: ведь при его изготовлении по тогдашним технологиям раствор процеживали через пористые коровьи и бычьи кости. Потому правильнее считалось во время поста пить чай либо с так называемым постным сахаром (теперь он называется фруктовым), либо с постными же пряниками, которые выпекались в виде орехов, грибов, еловых шишек, коней, единорогов...

А вот по части горячительных напитков – поскольку вино-водка, как известно, не являются продуктом «животного происхождения», – русские люди особо строгих ограничения для себя дни Великого поста не делали. Со стороны Церкви на сей счет особых запретов не поступало, священники лишь призывали «пить в меру».

Впрочем самые истовые христиане «держали пост» очень строго. Даже горячую пищу и постное масло они позволяли себе далеко не каждый день, чаще утоляя голод хлебом, холодной кашей, солеными овощами... Были и более строгие постники. Один из них – царь Алексей Михайлович, отличавшийся по свидетельствам современников крайней набожностью. «И ест царь в те посты в воскресенье, во вторник, в четверг и в субботу по единожды в день, а пьет квас. В понедельник, и в среду, и в пятницу во все посты не ест и не пьет ничего».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру