Обществознание — самый популярный предмет в школе: сдавать его на ЕГЭ записываются почти столько же ребят, сколько на обязательный русский с математикой. Между тем, именно этот курс вызывает самые серьезные нарекания: «Широта охвата предмета и, как следствие, некоторая бессистемность и отрывочность знаний не позволяют сделать его интересным и полезным для ребят и снижают интерес учащихся и педагогов»,- констатировал Нарышкин.
В самом деле, в братскую могилу обществознания свалили такую массу разрозненных и не связанных между собой тем, что изучать этот предмет теперь начинают в 5-м классе, а затем дважды — в 7-м-9-м и 10-м — 11-м вновь возвращаются к пройденному с повзрослевшими школьниками. При этом «учебники скучны, оторваны от реальной жизни и сохраняют пережитки, вроде классового деления общества, а умственные способности наших детей явно недооцениваются»,_ констатировал глава думского комитета по образованию Вячеслав Никонов.
Исправить все эти и другие недостатки и призвана новая концепция, а следом Федеральный государственный образовательный стандарт и примерные образовательные программы — в этом члены рабочей группы единогласны. Но вот каким образом это сделать, пока неясно даже им.
Прежде всего, не удалось договориться о том, по какой схеме изучать предмет: нынешней, концентрической с повторением ранее пройденного материала в более старших классах, или линейной: до 11-го класса пройти все основные темы, а в 11-м изучать современную Россию. Раскололись даже педагоги, представленные в рабочей группе: в то время как одни горячо поддерживают «концентрику», другие выступают за «линейку». Нет консенсуса и по сверхзадаче предмета — растить ли с его помощью продвинутых потребителей (тогда курс должен быть предельно практикоориентированным с упором на экономическую, финансовую, бюджетную грамотность и прочих атрибутов рынка), либо истовых патриотов, «осознающих достоинство нашей страны. А в этом случае,- подчеркнула завкафедрой философии образования Философского факультета МГУ им. Ломоносова Елена Брызгалина,- одних знаний недостаточно: надо воспитывать чувство!»
Отсутствие единых подходов коснулось и содержания предмета. Часть рабочей группы загорелась радикальной идеей вспомнить довоенное прошлое и заменить обществознание изучением российской Конституции, а Сергей Шахрай — даже переназвать его в «Конституционные основы государства и общества». Однако остальные их не поддержали.
Единственное, с чем согласились все - что пичкать обществознанием пятиклассников - чистое безумие и потеря времени: изучать его надо с 7-го, а, лучше, с 8-го класса. А т. к. данная точка зрения, по словам случившейся на обсуждении замминистра образования и науки Натальи Третьяк, находит полное понимание и в ее ведомстве, то пятиклассников, похоже, вскоре избавят от скучного и ненужного им предмета. Однако, увы, ненадолго. Все основные блоки нынешнего обществознания, как явствует из обсуждения, останутся и в новом курсе (экономика, право, финансовая грамотность и проч.) Но к ним, подчеркнула глава аппарата Госдумы Джахан Поллыева, «надо добавить еще и этику, эстетику, искусствознание, Конституцию как национальную идею, международное право и философию». Таким образом, общий объем курса не уменьшится, а даже возрастет.
Впрочем, выявившиеся противоречия никого не смутили. Концепция, сообщила Третьяк, «должна быть дописана до начала учебного года и направлена в школы».