Пятиклашек избавят от обществознания

Зато старшеклассников нагрузят так сильно, что мало не покажется

29 марта в Госдуме под председателем спикера палаты Сергея Нарышкина собралась рабочая группа по созданию новой Концепции школьного обществознания. Ни по одному из важнейших вопросов, будь то цели, содержание, объем или система изучения данного предмета, членам группы не удалось договориться даже между собой. Однако до лета они намерены создать проект концепции, приемлемый для общества в целом.

Зато старшеклассников нагрузят так сильно, что мало не покажется

Обществознание — самый популярный предмет в школе: сдавать его на ЕГЭ записываются почти столько же ребят, сколько на обязательный русский с математикой. Между тем, именно этот курс вызывает самые серьезные нарекания: «Широта охвата предмета и, как следствие, некоторая бессистемность и отрывочность знаний не позволяют сделать его интересным и полезным для ребят и снижают интерес учащихся и педагогов»,- констатировал Нарышкин.

В самом деле, в братскую могилу обществознания свалили такую массу разрозненных и не связанных между собой тем, что изучать этот предмет теперь начинают в 5-м классе, а затем дважды — в 7-м-9-м и 10-м — 11-м вновь возвращаются к пройденному с повзрослевшими школьниками. При этом «учебники скучны, оторваны от реальной жизни и сохраняют пережитки, вроде классового деления общества, а умственные способности наших детей явно недооцениваются»,_ констатировал глава думского комитета по образованию Вячеслав Никонов.

Исправить все эти и другие недостатки и призвана новая концепция, а следом Федеральный государственный образовательный стандарт и примерные образовательные программы — в этом члены рабочей группы единогласны. Но вот каким образом это сделать, пока неясно даже им.

Прежде всего, не удалось договориться о том, по какой схеме изучать предмет: нынешней, концентрической с повторением ранее пройденного материала в более старших классах, или линейной: до 11-го класса пройти все основные темы, а в 11-м изучать современную Россию. Раскололись даже педагоги, представленные в рабочей группе: в то время как одни горячо поддерживают «концентрику», другие выступают за «линейку». Нет консенсуса и по сверхзадаче предмета — растить ли с его помощью продвинутых потребителей (тогда курс должен быть предельно практикоориентированным с упором на экономическую, финансовую, бюджетную грамотность и прочих атрибутов рынка), либо истовых патриотов, «осознающих достоинство нашей страны. А в этом случае,- подчеркнула завкафедрой философии образования Философского факультета МГУ им. Ломоносова Елена Брызгалина,- одних знаний недостаточно: надо воспитывать чувство!»

Отсутствие единых подходов коснулось и содержания предмета. Часть рабочей группы загорелась радикальной идеей вспомнить довоенное прошлое и заменить обществознание изучением российской Конституции, а Сергей Шахрай — даже переназвать его в «Конституционные основы государства и общества». Однако остальные их не поддержали.

Единственное, с чем согласились все - что пичкать обществознанием пятиклассников - чистое безумие и потеря времени: изучать его надо с 7-го, а, лучше, с 8-го класса. А т. к. данная точка зрения, по словам случившейся на обсуждении замминистра образования и науки Натальи Третьяк, находит полное понимание и в ее ведомстве, то пятиклассников, похоже, вскоре избавят от скучного и ненужного им предмета. Однако, увы, ненадолго. Все основные блоки нынешнего обществознания, как явствует из обсуждения, останутся и в новом курсе (экономика, право, финансовая грамотность и проч.) Но к ним, подчеркнула глава аппарата Госдумы Джахан Поллыева, «надо добавить еще и этику, эстетику, искусствознание, Конституцию как национальную идею, международное право и философию». Таким образом, общий объем курса не уменьшится, а даже возрастет.

Впрочем, выявившиеся противоречия никого не смутили. Концепция, сообщила Третьяк, «должна быть дописана до начала учебного года и направлена в школы».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру