Правда о георгиевской ленточке: кто ввел на нее моду

Воссоздатели символа Победы сначала хотели заказать его в Китае

Кажется, что этот бренд Победы существовал всегда.

А между тем георгиевской ленте, той, что приколота простыми булавками на куртки и платья, повязана на зеркала заднего вида в автомобилях, на детские флажки, сумки, в виде девичьих браслетиков, от чьего черно-оранжевого разнообразия рябит в глазах каждое 9 Мая, всего-то 11 лет. Нежный возраст.

И те, кто ее создал, в 2005-м были очень юны, да и сейчас еще молоды. И эта лента, как говорят они сегодня, дала им путевку в жизнь. Уже много лет спустя, говорят воссоздатели победного символа, они попытались выяснить, кто же был самым первым «изобретателем колеса», кто крикнул «Эврика! Георгиевская лента!», но так и не вспомнили. А придумывать фейк, фальшивую и красивую легенду, не захотели.

Поэтому все написанное здесь — чистая правда.

Воссоздатели символа Победы сначала хотели заказать его в Китае

Владимир ФИЛИППОВ, заместитель руководителя Департамента культуры Москвы:

— В 2005-м я был аспирантом. Сам еще из советского времени, в детстве стоял с родителями в очередях, помню прекрасно талоны на продукты. Но для ребят помладше меня Великая Отечественная и все, что с ней связано, в нулевых годах было… ну, как война с Наполеоном, что-то далекое, непонятное, неинтересное... Так возник проект «История семьи в истории Победы» — нужно было прислать свои личные домашние рассказы и воспоминания о войне.

И кто-то из совершенно незнакомых нам людей взял и написал об этой ленточке. Очевидно, что идея создать что-то подобное давно витала в воздухе. Оставалось воплотить ее в жизнь. Мы - Наташа Лосева, Василий Овчинников, тогда простые журналисты, а сейчас тоже чиновники, с энтузиазмом принялись за работу. Все делали кустарным образом. Белые тесемочки красили оранжевым, лазерными принтерами наносили нужный цвет, обрезали под необходимый размер. Но это был абсолютный крафт, как в компьютерной игре.

Кстати, дешевле всего ленточку оказалось сделать в Китае, однако везти ее оттуда далековато, а мы были еще не настолько опытными бизнесменами, чтобы грамотно составить всю логистику, поэтому от идеи раздавать ленточки made in China пришлось отказаться.

Самым сложным оказалось найти тех, кто согласится раздавать ее на улицах Москвы. Тогда еще не было волонтерства как явления, и нам самим пришлось организовать десять точек — восемь по Садовому кольцу, одну на Бауманской и еще одну у метро «Университет». Перед началом акции рассказывали студентам, согласившимся в ней поучаствовать, что такое Победа и что самая главная ее ценность, которую мы отстояли, — это жить на своей земле так, как мы сами того хотим. Начало нулевых было тяжелым временем в этом плане: понятия патриотизма, любви к Родине — это все казалось немодным, об этом старались не говорить, чтобы не подняли на смех.

Прохожие на улицах реагировали на нас по-разному. Некоторые брали ленту и уходили, а затем возвращались и брали еще одну. Были и такие, кто нас стыдил, что мы раздаем символ Победы, кто-то жаловался, что девушка вплела георгиевскую ленту в косу… Лент не хватало, и мы установили правило: больше двух в руки не давать.

Первоначально ленточка предназначалась только для автомобилистов, чтобы повесить ее на антенну машины, и при движении она бы красиво развевалась. Никто и не думал, что эта идея перерастет простой студенческий проект и превратится в такую масштабную, глобальную, всенародную…

О, великая сила телевидения и Интернета! Уже в 2006-м георгиевская ленточка стала как елка на Новый год — одним из основных атрибутов Дня Победы. Она висела на груди у всех: от малышей до политиков. Мы георгиевскую ленточку отправляли даже в космос, но сложнее всего оказалось переслать ее в прибалтийские республики — пришлось написать в документах, что это обычная тесьма для подшивки штор.

К горлышку бутылок со спиртным продавцы и то привязывали эту праздничную ленту. И с этим тоже никак не справиться: ее нельзя зарегистрировать как авторский проект или бренд, и запретить делать с ней что хотят — тоже невозможно.

Алексей КУЛАГИН, ресторатор:

— Так получилось, что в производство первой георгиевской ленточки студенты вложили собственные деньги. В 2005-м я был руководителем студенческой общины. И свои кровные потратил на нее тоже.

Есть технари и гуманитарии, а мы, активисты из Бауманки, всегда умели хорошо считать. Прикинули, что на Москву необходимо как минимум 3 миллиона ленточек, чтобы не было дефицита. Но откуда было взять столько? И, главное, где искать средства? Себестоимость одной ленточки — порядка двух рублей. Но мы не хотели ее продавать и на этом зарабатывать, наша цель была совершенно другая: напомнить людям о том, как это было.

Первое время оставались две проблемы: где сделать ленту и откуда взять на это деньги. Потом прибавилось — как ее распространить.

В общей сложности затраты на самую первую ленточку обошлись в 500 тысяч рублей, при том, что раздавали их на улицах бесплатно.

Я лично пытался ходить по чиновничьим коридорам, искать средства. Но в тот первый год власти нам откровенно сказали, что идея хорошая, но денег на ее воплощение нет. И что, из-за этого все бросить? Мы не подчинились. Я принял решение, что используем деньги студенческой общины, а затем, если кто-то захочет компенсировать наши траты, будем этому только рады.

То, что мы потратили, тогда, естественно, никто не вернул. Уже год спустя откликнулась Людмила Ивановна Швецова, тогдашний заместитель мэра Москвы, огромной души человек. Она очень нам помогла в финансировании, убедила правительство Москвы в том, что это — нужное дело, и больше не пришлось бегать с протянутой рукой по кабинетам. Что я еще хочу сказать об этом? Любые настоящие истории имеют под собой крепкий экономический базис, когда тебе 20 лет, кажется, что можешь горы свернуть, и сегодня, оглядываясь на те дни, я понимаю, что то, что мы сделали, было правильным и настоящим. И как сейчас проходит 9 Мая в окружении цветов Георгиевского флага — так и должно быть. Я и дочке своей расскажу эту историю, когда она вырастет, пока ей два годика всего.

Александр ЗОЛОТОВ, русский американец:

— Так получилось, что я первый привез георгиевскую ленточку в США. Я — инженер, преподаю инженерные дисциплины с помощью компьютерных технологий и виртуальной реальности. Мотаюсь по всем штатам, не работал только на Аляске, Гавайях и в Южной и Северной Дакоте. Приехал в Америку в 2001 году — и с тех пор здесь. Но я остаюсь и считаю себя гражданином России. А то, что я тут, — так это просто работа.

11 лет назад не было ни Russia Today, ни социальных сетей почти, — я был одним из первых русских, зарегистрированных на ФБ, сам узнавал новости из России через газеты. Наши ребята обычно собирались русскими общинами на День космонавтики, на 1 и 9 Мая. Кто мы по национальности, не разделяли, мы все были родом из СССР, бывшие советские — Микола из Львова, Сангин из Узбекистана, Белла из Грузии — она стала потом замминистра образования у Саакашвили… Нас объединяли русский язык и общая история.

Георгиевскую ленточку я увидел впервые еще в 2005-м, побывав в России. Решил поискать что-то похожее у нас в Америке, но так и не нашел. Подобных военных символов в Америке просто нет. Хотя ленточки здесь имеются, их полно: розовые — в знак солидарности с больными раком, разноцветные — у ЛГБТ… Но в США не празднуют День Победы, и поэтому им это не нужно. Есть общий праздник — день памяти всех погибших, начиная с Гражданской войны. Его отмечают в последний понедельник мая или в первый понедельник июня, эти дни плавающие, чтобы было три выходных подряд. Но это больше грустный праздник.

В 2005-м я связался с москвичами на предмет, как ее к нам переправить, нашел сайт, посвященный георгиевской ленточке. Очень хотелось успеть к 2006 году…

Но что-то не срослось. Зато в Чикаго нашлись наши люди, которые занимались сувенирной продукцией, и они помогли организовать временное производство ленточек у себя. Все 2000 штук сделали бесплатно, мы оплатили только их пересылку, отправили в 30 различных мест, в том числе в Великобританию, в Канаду.

Георгиевская ленточка стала необыкновенно популярна в Америке среди русских — она-то нас объединила. То мы были просто раздробленные общины — и вдруг появилось что-то, что было дорого и понятно любому из нас.

Гонений на ленточку тогда не было. Наоборот, скорее. Это теперь пошло такое отрицание, но обычным рядовым американцам и сегодня это как-то безразлично: что за лента, к чему она… Им нередко приходится даже про встречу на Эльбе на пальцах объяснять — только тогда они начинают врубаться, радоваться как дети. В Вашингтоне есть такой мемориал, посвященный Второй мировой, на бронзовых барельефах изображены все ее этапы. И мы раздавали там эти ленточки, у меня с собой была коробка со скрепками, и девочки торжественно прикалывали их себе на кофточки — в виде бантиков.

Это было очень хорошее время. К сожалению, года через два или три начался официоз, потекли большие государственные деньги под программы соотечественников, к этому многие хотят так или иначе примазаться, и теперь с этой ленточкой фотографируются здесь карьеристы и «патриоты» всех мастей.

Немного обидно. Ведь ленточка не виновата, что ее могут использовать в своих целях. Мы же занимались этим не ради чего-то — просто потому, что так хотели.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27095 от 6 мая 2016

Заголовок в газете: C чего начинается ленточка

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру