Вместо бизнеса теперь кошмарят образование

Бюрократы оказались непобедимыми

Начатая по высочайшему повелению борьба с разгулом отчетности в образовании и науке, в лучшем случае, результатов не дает, а сплошь и рядом приводит к противоположным последствиям. Об этом, а также о том, как перестроить преподавание школьного обществознания, в понедельник говорилось на заседании Совета по образованию и науке при главе Госдумы Сергее Нарышкине.

Бюрократы оказались непобедимыми

С тех пор как президент повелел обуздать отчетность, захлестнувшую школы, вузы, научные институты, а в последнее время и детские сады, сделать удалось немного, констатировал глава думского Комитета по образованию Вячеслав Никонов:

- Найденное было решение запретить проверяющим организациям запрашивать с учебных заведений информацию, имеющуюся в интернете, на деле не реализуется. Так что реального облегчения пока нет, и проблема остается актуальнейшей.

Хуже того. Введение независимой оценки качества образования, само по себе полезное, привело, по его словам, к росту рядов «оценщиков», а, значит, и валу бумаг. Да и перевод системы образования на электронный документооборот, изначально призванный облегчить ситуацию с отчетностью, кое где привел лишь к ее удвоению, так как учителей обязали заполнять как электронные, так и бумажные журналы с дневниками.

Впрочем, удивляться разгулу бюрократии не приходится, поскольку в общей сложности по России депутат насчитал аж «144 организации, обладающие правом проводить проверки образовательных организаций. А поскольку после того, как президент запретил им кошмарить бизнес, а их число не уменьшилось, они переключились на кошмаривание образовательных организаций, включая детские сады».

Одновременно Комитет по образованию выявил, что «в масштабах страны отсутствует организация, которая регулировала бы бумагооборот», — с сожалением отметил Никонов. И хотя прямо он не предложил восполнить этот пробел, но такой экстраординарный путь борьбы с бюрократами обозначил.

Туманной остается и перспектива реформирования преподавания в школе обществознания. Нет, в том, что такая реформа необходима, поскольку в нынешнем виде данный предмет изучается в лучшем случае на «троечку», едины все. Но что именно должно преподаваться в рамках нового курса, и даже в каких классах его надо изучать, пока решить никто не может. Разногласия велики: одни предлагают отвести под обществознание лишь 10-11 классы, другие настаивают, что начинать его надо прямо с 1 класса, сообщил и.о. ректора Государственного академического университета гуманитарных наук Денис Фомин-Нилов. И ведь не жалко же этим злодеям первоклашек!

Точки над «ё» в этом вопросе может расставить съезд учителей обществознания, который пройдет в Санкт-Петербурге 17 мая. Плоды их дискуссии, как подчеркивалось на заседании Совета при Нарышкине, будут выложены в интернете для широкого общественного обсуждения, которое продлится до конца июля. Затем концепцию преподавания школьного обществознания доработают и передадут в правительство.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру