Досрочно фонд поменял — деньги потерял

При смене НПФ спросите о потерях инвестиционного дохода

В то время, как Правительство всеми силами стремится стабилизировать ситуацию и защитить интересы наших граждан, страдающих от последствий экономического кризиса, отдельные законопроекты могут повлиять на пенсионные накопления россиян. 

При смене НПФ спросите о потерях инвестиционного дохода

Недавно в Госдуму внесен Законопроект об изменениях в ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» за авторством члена Совета  Федерации  Н.А. Журавлева, которые, по сути, направлены на ограничение возможности получать информацию о том, какими потерями грозит переход клиента из одного НПФ в другой. Эти поправки, по моему мнению, могут сыграть на руку фондам, связанным с крупными банками, которые переманивают доверчивых клиентов, теряющих доход из-за досрочного расторжения договора.

Предлагаемая схема сравнительно проста и строится на недостаточном понимании нашими гражданами принципов формирования негосударственных пенсий, в частности, правил перехода из одного фонда в другой. На сегодняшний день клиенты НПФ могут менять негосударственный фонд (или возвращаться в ПФР) один раз в пять лет. То есть, переходить-то можно хоть каждый год. Но есть один нюанс. В случае досрочного расторжения договора с текущим НПФ клиент теряет весь инвестиционный доход. Если прошло три года, то теряет доход за три года, если четыре – то за четыре.

Проблема заключается в том, что далеко не каждый клиент помнит о возможной потере инвестиционного дохода при смене фонда и принимает решение о переходе, не обращая внимания на этот существенный для него факт. В результате миллионы клиентов теряют миллиарды рублей. Так, по данным ПФР, из 7,58 миллиона граждан, написавших в течение 2015 года заявление о переводе своих пенсионных накоплений в другой фонд, миллион (!) потерял инвестиционный доход. В сумме это составило 4 млрд рублей.

Чтобы избежать таких потерь, можно обратиться в «свой» фонд. Там, наверняка, разъяснят все негативные последствия поспешного перехода в другой фонд. Добросовестные участники пенсионной отрасли на это и рассчитывают.

Эту позицию поддерживает и Минфин. В ведомстве предлагают изменить процедуру выхода из фонда таким образом, чтобы гражданин сначала получал справку из «своего» фонда о том, сколько он накопил за период обслуживания и сколько он может потерять. А уж потом обращался с заявлением о переводе средств в другой фонд.

Однако такая позиция, похоже, не вполне устраивает наиболее крупных игроков пенсионной отрасли. Предлагаемая в законопроекте схема, якобы, в интересах граждан упрощает процедуру перевода пенсионного счета в другой НПФ, а на деле может быть выгодна самым агрессивным пенсионным фондам. В соответствии с поправками, если вы выбрали себе новый фонд, то можете обратиться сразу в него и там написать заявление о переводе своих средств. Просто? Очень просто. Но фонд, в который вы решили перевести деньги, совершенно не заинтересован сообщать вам о потерях инвестиционного дохода.

Схема, которая сейчас внесена в Госдуму, на мой взгляд, не соответствует интересам более 32 миллионов граждан – клиентов НПФ. Согласно поправкам, предлагается разрешить расторжение договора с текущим фондом в одностороннем порядке, а новому фонду предписывается информировать предыдущий НПФ об изменениях. Но ответственность за неинформирование не предусмотрена. Текущий фонд вообще исключается из процесса информирования о переходе застрахованного лица на обслуживание к новому.

А главное, теперь сотрудники недобросовестных фондов смогут обещать людям все что угодно, лишь бы те перешли в их фонд. Остается надеяться, что регулирующие органы — Центральный банк, Пенсионный фонд России — не допустят такого манипулирования правилами формирования пенсий. А главное — пренебрежения интересами граждан.

Олег Бородин

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру