Большие трофеи с Большого Тютерса

Судьба уникальной техники времен войны еще не решена

Да это же настоящий Клондайк для следопытов старины! «За послевоенные 70 лет еще ни разу не было обнаружено и вывезено с одной небольшой территории такое количество сохранившейся старой военной техники! До того у нас и за рубежом случались находки максимум двух-трех единиц, уцелевших по соседству друг с другом со времен Второй мировой. А тут — сразу более полусотни штук!..» — заместитель исполнительного директора Экспедиционного центра Русского географического общества Артем Хуторской даже не пытается скрывать своих эмоций, рассказывая о необычной «спецоперации», проведенной  в 2015 году.

Судьба уникальной техники времен войны еще не решена
Фото: Артем Хуторской

Речь идет о комплексной экспедиции «Гогланд» на так называемые внешние острова Финского залива, в ходе которой на одном из них — Большом Тютерсе — были обнаружены многочисленные военные раритеты. Брошенные немцами при отступлении военная техника, механизмы, снаряжение, в том числе и совершенно уникальные образцы, почти 70 лет лежали в этом забытом людьми «медвежьем углу». Наша газета уже писала о работе поисковиков на этих «пятачках» суши в Балтийском море («МК», 15 апреля 2015 г.). Теперь пришла пора узнать, что произошло с необычным «заповедником» армейских артефактов за прошедшие с тех пор месяцы.

А случились там весьма масштабные события.

— В мае 2015 года состоялась рекогносцировочная поездка на Большой Тютерс, организованная совместно РГО и Министерством обороны, — рассказывает Артем Хуторской. — Мы составили опись всех обнаруженных объектов военно-технического назначения, сохранившихся со времен Великой Отечественной. Кроме того, в этот же период на острове поработали саперы. При тщательной «зачистке» Тютерса — а она была далеко не первой — они нашли сотни старых немецких снарядов, мин... Весь этот арсенал перетащили на берег и подорвали здесь еще до начала следующего этапа экспедиции.

Основные экспедиционные работы начались в июле. В них приняли участие поисковая группа РГО, моряки Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота, военнослужащие Западного военного округа, ученые Российской академии наук и активисты Поискового движения России. Работа шла по трем направлениям. Военные занимались вывозом ретротехники, наша поисковая группа Экспедиционного центра РГО обследовала самые труднодоступные уголки Большого Тютерса, а ребята из ПДР вели поиск останков советских воинов, погибших на островах Гогланд и Соммерс.

— И каковы же ваши «трофеи»?

— За месяц напряженной работы с Тютерса силами моряков ВМФ и инженерных войск ЗВО было вывезено 55 единиц немецкой техники, оставшейся здесь с 1944 года, а также свыше 700 отдельных узлов, агрегатов, деталей механизмов и предметов экипировки войск вермахта. Все это передано на ответственное хранение Министерству обороны. Хочу особо подчеркнуть, что при транспортировке, погрузке, выгрузке ретротехники не пропало и не было повреждено ни единого экземпляра — так четко работали наши военные.

Фото: Артем Хуторской

Во время эвакуации старой техники пришлось преодолевать немало трудностей. Иногда громоздкие станины, механизмы артиллерийских систем попросту невозможно оказывалось вытащить к дороге через лесные завалы. Тогда на помощь приходил транспортер-амфибия ПТС-3. Этот плавающий «грузовик» подбирался к нужному месту со стороны моря, и на его платформу перетаскивали уникальное «железо» при помощи импровизированного крана: лебедки, подвешенной на тросах между двумя деревьями.

— Были ли в 2015 году какие-то новые находки на Тютерсе?

— Случились интересные открытия! Например, в мае при обследовании участка на юго-востоке острова под завалами бурелома мы нашли наконец то, что безуспешно искали до того два года: немецкое воинское кладбище. Здесь похоронены около 25 немецких солдат, погибших на острове за время его оккупации. А когда для проезда военных машин, участвовавших в эвакуации раритетов с острова, расчищали от бурелома старый проселок, который вел от берега к уничтоженной во время войны деревне, то прямо рядом с дорогой увидели торчащий из земли край давно брошенной здесь рыбацкой сети. Сверху она успела зарасти дерном, и когда мы потянули за край, то вместе с сетью подняли весь травяной слой, и под ним обнаружились два очень интересных предмета. Старинная табличка с указанием года постройки лютеранской кирхи на острове с цифрами 1772 — сама кирха сгорела в начале 2000‑х, а табличка эта видна на ее довоенных фотографиях. И еще серебряный браслет в форме змейки. Очень похож на тот, что фигурировал в знаменитом фильме «Место встречи изменить нельзя», только раза в два больше по размеру. Ученые, исследовавшие эту находку, датировали ее X–XI веком!

Цена реставрации

— Когда разговор заходит о спасенных военных артефактах, конечно же, хочется узнать цену этому старому «железу»...

— Назвать хотя бы приблизительно, сколько могут стоить вывезенные нами с Тютерса немецкая техника и снаряжение времен войны, я не смогу. Но вот несколько конкретных примеров. С острова мы эвакуировали пять немецких зенитных орудий калибра 88 мм. Это очень редкий по нынешним временам образец артиллерийской техники. Лет десять назад такое же орудие, причем в отличие от наших лишенное колесного хода, было приобретено одним из коллекционеров за 75 тысяч долларов.

Мы нашли и вывезли с острова более 20 немецких металлических бочек для топлива. Такой специализированной «ретротары» в наших государственных музеях вообще нет, а с рук у частников бочку, сохранившуюся в хорошем состоянии, можно купить для коллекции за 10–15 тысяч рублей...

— Какова дальнейшая судьба эвакуированных раритетов?

— Сейчас эти уникальные образцы времен войны, снабженные каждый своей номерной пломбой, находятся в одном из армейских арсеналов на территории Ленинградской области. Наша группа экспертов — представители РГО и МО — побывала там. Должен отметить, что сохранность вывезенных с Тютерса военных артефактов обеспечивается на хорошем уровне: хотя они находятся и не под крышей, но территория сухая, а кроме того, старые орудия, генераторные и прожекторные установки положены на шпалы, чтобы не было контакта с грунтом.

Фото: Артем Хуторской

Президент Русского географического общества министр обороны Сергей Шойгу поручил организовать совместную комиссию Минобороны, Министерства культуры и РГО, которая должна подготовить конкретные предложения по судьбе объектов военно-исторического наследия с острова Большой Тютерс.

— Вывезенные раритеты наверняка нуждаются в реставрации...

— Вопрос реставрации упирается в столь хорошо нам знакомую стену — отсутствие денег. По нынешним временам найти огромные средства, необходимые для приведения в порядок всей этой техники, очень трудно. На предварительном этапе мы хотим определить хотя бы приблизительный объем восстановительных работ, а затем обратиться к членам попечительского совета РГО с предложением об оказании помощи в сохранении этого военно-исторического наследия. Если каждый из попечителей — а это люди достаточно состоятельные — возьмет на себя расходы по реставрации 1–2 единиц техники, то коллекцию удастся привести в «товарный вид».

— А где будут восстанавливать эти военные артефакты?

— Думается, я не открою военной тайны, если скажу, что Центральный музей Вооруженных сил, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в Петербурге и другие наши крупные государственные музеи подобного профиля не имеют сейчас ни средств, ни специалистов, ни достаточных технических площадей и оборудования для реставрации всей коллекции с Тютерса. Единственное счастливое исключение — парк «Патриот», но даже этот музейный комплекс сейчас, на стадии своего становления, не располагает достаточными возможностями, а тамошняя мастерская специализируется на бронетанковой технике. Зато в частных военно-исторических музеях есть высококлассные профессионалы и производственная база. И с их помощью воссоздание уникальных «островных» образцов вполне реально.

Хочу успокоить: сейчас этим раритетам ничего не угрожает. При нынешних условиях хранения они могут без всякого ущерба ждать реставрации и год, и пять лет...

— Задам провокационный вопрос. Что если из полусотни «островных» реликвий десяточек продать за хорошую цену в валюте богатым европейцам, для которых эти образцы немецкого вооружения имеют большую ценность? А на вырученные деньги можно будет отреставрировать всю остальную коллекцию, чтобы разместить ее затем в наших музеях...

— Признаюсь, подобный «стратегический ход» в разговорах возникал, но мы его решили не обсуждать всерьез. Более того — и я хочу это подчеркнуть — речь не идет даже о возможности передачи военных артефактов, о которых идет речь, в частные руки у нас в стране. Вся вывезенная с Тютерса уникальная техника должна находиться на территории России и остаться собственностью государства. Министр обороны нас в этих вопросах поддержал.

— Российские музейщики проявляют какой-то интерес к вашим «трофеям»?

— Некоторые государственные музеи — не буду их называть — сделали нам предложение. Мол, они готовы принять эти образцы техники в свою экспозицию, но только в уже полностью отреставрированном виде.

— Можно ли хотя бы ориентировочно назвать время, когда начнется восстановление реликвий с Большого Тютерса?

— Экспертной комиссией будет решаться вопрос о том, к кому из реставраторов имеет смысл обращаться для привлечения к работе, каких это может стоить денег.

У нас в стране есть энтузиасты-любители и знатоки старой военной техники, есть профессионалы реставрационного дела, есть состоятельные люди, готовые тратить деньги не на покупку островов и футбольных команд, а на сохранение военно-исторического наследия. Но это дело будущего времени. Зато для решения судьбы коллекции с Тютерса нынешний год, полагаю, будет ключевым.

Драгоценная мина

— Комплексная экспедиция «Гогланд» не закончена. Каковы перспективы на сезон-2016?

— Президент РГО министр обороны Сергей Шойгу одобрил план дальнейших мероприятий по исследованию внешних островов Финского залива. Проведем совместную экспедицию РГО, Минобороны, РАН и Народного союза Германии по уходу за военными захоронениями. Во время ее продолжится обследование островов Гогланд, Большой Тютерс, Сескар и Малый. В частности, на Гогланде и Сескаре будет проводиться поиск погибших там в годы Великой Отечественной военнослужащих.

Фото: Артем Хуторской

Надеемся, что по результатам этих экспедиций удастся вывезти новые военные артефакты. На сей раз эвакуации подлежат военная ретротехника и ее отдельные детали, уцелевшие на островах Сескар и Малый.

— Вам уже известно, что за раритеты там уцелели?

— Проведенные в предыдущие годы разведочные вылазки на эти острова дают вполне конкретный ответ. Упомяну лишь о некоторых самых интересных объектах военно-исторического наследия, которые нас там дожидаются. Например, с острова Сескар предстоит вывезти передок от русского орудия времен Первой мировой войны — с деревянными спицованными колесами. Сама пушка не сохранилась. Зато полный ее аналог — русскую трехдюймовку, выпущенную в 1917 году, — удалось вытащить с Тютерса. У этих орудий весьма интересная биография. До 1920 года они находились в русской армии, потом попали к отделившимся от Российской империи финнам, в 1942‑м были «экспроприированы» гитлеровцами и использовались ими для обороны островов, а после бегства немцев оттуда в 1944 году уцелевшие экземпляры трехдюймовок на протяжении 70 лет пребывали в полном забвении, пока мы их не нашли.

А на острове Малый лежат два хорошо сохранившихся корпуса от плавучих немецких мин. Такие смертоносные «рогатые» шары сотнями, тысячами вываливались в море для создания минных заграждений, но практически все они были впоследствии уничтожены. Так что два экземпляра на Малом — это настоящие раритеты. Судя по всему, лишенные своей опасной начинки мины использовались во время войны нашими моряками в качестве учебных пособий.

Кроме поиска и вывоза старой военной техники в наступившем году впервые в истории внешних островов Финского залива на Гогланд, Соммерс и Большой Тютерс высадится экологический десант волонтеров РГО. Их задача очистить эти пятачки суши от бытового мусора и металлолома, которые накопились за годы советской власти и немецкой оккупации — гитлеровцы в тех местах тоже изрядно нагадили!

— На новые находки на Большом Тютерсе уже не надеетесь?

— По поводу этого острова могу сказать, что оттуда в прошлом году было вывезено практически 99% всех уцелевших «военных сокровищ». Оставшийся один процент оставляю на те артефакты, которые пока не найдены нами в гуще лесных завалов. За тот месяц, который запланирован для работы экспедиции на этом острове, нам предстоит завершить полное обследование всех тамошних «медвежьих углов».

Кроме того, участникам экспедиции предстоит выполнить работу, которую не успели сделать в прошлом году. В нашем распоряжении имеется копия журнала боевых действий, который вел германский комендант Большого Тютерса. Из его записей следует, что за все годы немецкой оккупации острова на его территорию рухнул лишь один сбитый советский самолет, все остальные падали в море. Вероятно, речь идет о штурмовике Ил-2, в экипаж которого входили два человека. Этот самолет и останки погибших летчиков мы пока не обнаружили, скорее всего место падения находится в одном из наиболее труднодоступных уголков острова, в гуще бурелома. Будем искать!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру