“Нас, швейцарцев, нередко считают скучноватыми, медлительными, лишенными воображения и чувства юмора, – говорит посол Швейцарской Конфедерации в РФ Пьер Хельг. – Но когда дело доходит до инноваций, четкости и надежности – это о нас. И это доказывает открытие самого длинного в мире тоннеля».
По словам швейцарского дипломата, в этом тоннеле сошлось многое из того, что составляет швейцарскую идентичность: прямая демократия (было проведено четыре референдума для принятия проекта и его финансирования), кооперация (в проекте принимали участие люди из разных стран), высокая точность (когда встретились шедшие навстречу друг другу строители, отклонение на стыке составило около 1 см по вертикали и 8 см по горизонтали).
Строительство этого сооружения началось 17 лет назад после того, как на референдуме в 1992 году швейцарцы одобрили этот проект. Строителям туннеля пришлось пробиваться через 73 вида каменных пород – одни из них имели твердость гранита, другие были мягкие и рыхлые. Было извлечено более 28 миллионов тонн породы. Это была настоящая битва с горой, которая, увы, не обошлась без жертв: в ходе работ погибли девять рабочих.
Глубина строительства доходила до 2 км ниже поверхности гор, а температура в горных недрах порой достигала 46 градусов по Цельсию.
Стоимость проекта составила более 12 млрд долларов. В работах приняли участие 2600 человек. Было использовано 4 млн кубометров бетона – достаточно для того, чтобы отстроить 84 небоскреба Эмпайр-Стейт-билдинг. А медного кабеля проложено столько, что хватило бы на полдороги от Лондона до Нью-Йорка.
Полностью в эксплуатацию тоннель вступит в декабре. Законченный тоннель создаст прямое железнодорожное сообщение между голландским Роттердамом и итальянским Миланом. Путешественники будут тратить существенно меньше времени, чтобы попасть из одного европейского города в другой.
Около 260 товарных и 65 пассажирских поездов будут мчаться по туннелю ежедневно, преодолевая это сооружение в течение 17 минут. Как упомянул в этой связи швейцарский посол в РФ Пьер Хельг, в свое время, в 1799 году, русскому генералиссимусу Суворову пришлось затратить 17 дней, чтобы пересечь Альпы ради освобождения Швейцарии от французской оккупации. Действительно, именно в Сен-Готарде состоялся знаменитый суворовский переход через Альпийские горы...
Швейцарцы уверены: тоннель произведет революцию в европейских грузоперевозках. Товары, которые сегодня перевозятся миллионом фур и грузовиков по автодорогам, теперь будут переправляться по железной дороге. Это не только удешевит перевозки, но и благотворно скажется на экологии.
Ранее самым длинным считался железнодорожный тоннель Сейкан в Японии (53,9 км), за ним – туннель через Ла-Манш (50,5 км), соединяющий Великобританию и Францию.