Кто позарился на детское питание

Или назад в лихие 90-е

В подмосковной Истре на предприятии по производству детского питания, выпускающем продукцию под известным брендом «Нутрилак», опять неспокойно. Гендиректора подмосковной организации «Полигон» Валерия Бембинова не пускают на завод. Все происходящее напоминает 90-е — входы-выходы забаррикадировали плечистые парни в спортивных костюмах. Как считает Бембинов, это может быть на руку экс-замминистру сельского хозяйства, экс-владельцу «Нутритека» Георгию Сажинову, находящемуся сейчас в бегах по Италии и проходящему на родине сразу по двум уголовным делам о мошенничествах.

Или назад в лихие 90-е

Когда в 2005 году Георгий Сажинов вернулся с гослужбы на родное предприятие, журналисты «Ведомостей» поинтересовались, каким он видит будущее. «Мы будем в тройке молочных компаний вместе с «Вимм-Билль-Данном» и «Юнимилком», а рынок детского питания будем делить с импортерами — Nestle и Nutricia», — бодро отрапортовал тогда «молочный король».

Получилось с точностью до наоборот. За несколько лет при чуткой опеке Сажинова некогда процветающее предприятие, набрав кредитов и не выдержав финансового бремени, обанкротилось. Обанкротились или на грани банкротства и другие предприятия холдинга. В настоящее время Сажинов обвиняется в мошенничестве — незаконном выводе с завода на подконтрольные фирмы-однодневки несколько сот миллионов рублей. По информации его бывших компаньонов, экс-чиновник в бегах по Италии, откуда, не исключено, что чужими руками, и пытается восстановить контроль над предприятием.

Обо всем по порядку. Георгий Сажинов — основатель «Нутритека», выпускающего детское питание и заменители грудного молока под маркой «Нутрилак». В 1996 году он ушел на госслужбу, где дослужился до поста замминистра сельского хозяйства. Формально свою долю чиновник продал.

Еще будучи в министерстве, Сажинов засветился в не очень красивой истории с государственным унитарным предприятием «Петербургмаслосбыт». Он, как сообщалось в «Новой газете», вроде бы проявлял интерес к смещению с должности директора «Петербургмаслосбыта».

Кроме того, «Нутритек», по публикациям в прессе, в рамках федеральной целевой программы «Дети России», надо думать, не без лоббистских потуг Сажинова, получил импортное оборудование для создания линий по производству детского питания на $30 млн. Неплохая забота о бизнесе. Не правда ли?

Поэтому никто не удивился, когда в 2004 году Георгий Сажинов вернулся в «родную обитель», возглавив совет директоров. К его приходу предприятие успело скупить по всей стране несколько молочных активов, превратившись в многопрофильный вертикально интегрированный холдинг. В числе прочего в 2002 году в подмосковной Истре вместе с голландской Nutricia (позднее вышла из проекта) был построен завод по производству заменителей грудного молока.

Головным предприятием холдинга стала компания «Нутринвестхолдинг», принадлежащая Marshall Milk Investment (MMI). По некоторым источникам, через одноименный инвестиционный фонд и панамскую фирму «Olive Grove corp.» Сажинов являлся одним из конечных бенефициаров «Нутринвестхолдинга».

Если называть вещи своими именами, то получается, что развалилось предприятие не без помощи Сажинова. Сначала в 2007 году были проданы молочные и аграрные активы «Нутринвестхолдинга». Затем компания, набрав в банках кредиты, начала «экспансию» в Азию, Новую Зеландию, приобретая молочные заводы. Эти мега-проекты быстро привели к финансовому краху.

К июню 2010 года «Нутритек» сообщил, что не располагает средствами для расплаты по долгам. Кредиторы подали в арбитражный суд Москвы иск о признании банкротами и ОАО «Нутринвестхолдинг», и ЗАО «Нутритек».

В конце концов предприятия обанкротились. Теперь очередь дошла и до банкротства самого Сажинова, дело которого сейчас находится в арбитражном суде. Что осталось за кадром многочисленных судебных разбирательств, рассказывает Валерий Бембинов — владелец и гендиректор подмосковной компании «Полигон», выкупившей долг Сажинова.

— В преддверии банкротства имущественный комплекс, находящийся в Истре, был выведен на некое ООО «Нордекс», которое проходило многомиллионным должником по делу в суде, а сейчас и само находится в стадии ликвидации. Процесс банкротства, думаю, проходил под неусыпным контролем Георгия Сажинова, — рассказывает Бембинов. — Ведь затем активы стоимостью более 2 млрд рублей были переписаны на ЗАО «Инфаприм», среди акционеров которого когда-то числились сам Cажинов и его дочь, а теперь владельцем всех акций значится некто Зафар Азимов.

По мнению Бембинова, в этой молочной истории интерес представляет еще одно лицо — таджикский мажор из Москвы Зафар Азимов. Кто такой Зафар Азимов и каково происхождение его состояния? Можно только догадываться.

«Сейчас меня физически не пускают на предприятие в Истре, — продолжает Валерий Бембинов. — Входы-выходы заблокированы специально обученными людьми спортивного телосложения. Все мои попытки останавливаются силовыми методами. Действуют плечистые парни, с их слов вроде как по указанию депутата Госдумы Алексея Лысякова, взявшего на себя роль административного ресурса. Так это или нет, но пару слов о депутате стоит сказать.

Алексей Лысяков — типичный пример депутата так называемого заднескамеечника. До 2016 года за несколько лет работы в Госдуме член фракции «Справедливая Россия» не утруждал себя частыми выступлениями в зале пленарных заседаний. Подпись Лысякова стоит под 9 законопроектами, внесенными в Госдуму. Почти все — коллективные инициативы. Большинство или отклонены, или возвращены на доработку.

В январе 2016 года Алексей Лысяков наконец внес свой собственный «могучий» законопроект, с которым выступил с главной думской трибуны. Он (внимание!!!) предложил взыскивать с отцов расходы за аборты. А если отцы сопротивляются, пусть отбывают обязательные работы (до 100 часов) либо идут под арест на срок до 15 суток. Столь парадоксальная поправка, как и остальные новеллы Лысякова, потерпела фиаско.

Впрочем, прославился на всю страну Алексей Лысяков совсем по другому поводу. В июле прошлого года при обыске в офисе петербургского Сити Инвест Банка сотрудники ФСБ, действуя по запросу Следственного комитета, обнаружили в коробках и чемодане более $7 млн наличными. Вес долларового «хозяйства» превысил 100 кг. Оказалось, что это деньги Алексея Лысякова.

Откуда «дровишки», депутат распространяться не стал, заявив, что по российским законам ему может предъявить такие вопросы «только комиссия по контролю доходов депутатов, а вовсе не Следственный комитет». Еще бы. Если изучить декларации избранника народа и его жены за последние несколько лет, то там и близко не наблюдается таких доходов. В 2011, 2013, 2014 годах супруги вообще жили на «одну зарплату».

Впрочем, и Георгию Сажинову покой только снится, ведь в настоящее время сотрудники Следственного управления по СВАО ГСУ СК России по Москве расследуют два уголовных дела. Оба дела связаны с мошенническими хищениями денежных средств и имущества. По версии следствия, в то время, когда Сажинов стоял у руля предприятия (он являлся председателем совета директоров предприятия), там была похищена не одна сотня миллионов рублей путем перевода их на подконтрольные структуры.

«Местные правоохранители не реагируют на мои заявления, — с горечью замечает Валерий Бембинов. — У меня одна надежда — на Генпрокуратуру и Следственный комитет, пока окончательно не распродали лидера по производству детского питания в России».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27126 от 16 июня 2016

Заголовок в газете: Кто позарился на детское питание?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру