Интегральный подход Роснефти

Почему нефтянка становится локомотивом российско-китайского сотрудничества

В прошедшие выходные президент России Владимир Путин посетил Китай с официальным визитом. Поездка нашего лидера стала очередным подтверждением стратегической переориентации России в направлении азиатских рынков, но, конечно, не в ущерб европейским партнерам, ныне занятым, впрочем, не развитием экономических связей с нашей страной, а санкционным противостоянием. Логично, что в Китае Владимира Путина сопровождали руководители крупнейших российских компаний – «Роснефти», «Росатома», «Сибура» и других.

Почему нефтянка становится локомотивом российско-китайского сотрудничества

По результатам визита российские и иностранные эксперты уверенно констатируют, что российский экономический поворот на Восток – это уже не «показательное выступление» перед Западом, а продуманная, взвешенная стратегия, западные санкции для которой играют роль крайне эффективного катализатора.

Ведущие российские бизнесмены уже не первый год ведут азиатскую экспансию, в первую очередь, усиливая позиции в КНР.

«Локомотив деловых связей между странами – как и ранее, – энергетика», – подтвердил в ходе визита Владимир Путин.

Так, большой портфель китайских заказов имеется у «Росатома» (в том числе, на строительство двух блоков Тяньваньской АЭС), китайские инвесторы участвуют в акционерном капитале «Ямал СПГ», а также в химическом холдинге «Сибур», однако ключевая роль в подготовке и реализации восточного проекта, безусловно, принадлежит компании «Роснефть».

Именно «Роснефть» в 2006 году заложила основу энергетического диалога России и Китая. 10 лет назад по инициативе компании было создано первое российско-китайское совместное предприятие по добыче нефти «Удмуртнефть». С китайской стороны в проект вошла Китайская нефтехимическая корпорация (Sinopec). Сегодня «Удмуртнефть» – крупнейший производитель углеводородов Удмуртии с годовой добычей в 6,4 млн т, а Sinopec планирует принять участие в разработке наиболее перспективных «гринфилдов» «Роснефти»: Юрубчено-Тохомского и Русского месторождений.

«Роснефть» вносит свой вклад в обеспечение энергетической безопасности азиатских государств. Начиная с 2009 года «Роснефть» заключила ряд долгосрочных контрактов на поставку нефти с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC). Надежность российского поставщика, своевременность выполнения взятых обязательств привели к заключению в 2013 году исторического 25-летнего контракта, названного «сделкой века», на поставку из России в Китай 325 млн т нефти.

«Роснефть» активно развивает интегральный формат сотрудничества: в частности, реализуется проект по строительству Тяньцзиньского НПЗ в Китае, рассматривается возможность участия инвесторов из КНР в создании уникального нефтехимического кластера на российском Дальнем Востоке, детально прорабатывается ряд других программ.

В целом, с 2005-го по апрель 2016 года «Роснефть» поставила в Китай 167 млн т сырой нефти на сумму около 90 млрд долл., увеличив ежегодный объем поставок с 5 млн до 28 млн т. С учетом взаимного товарооборота по уже заключенным и вновь подписанным контрактам суммарный объем сотрудничества «Роснефти» с китайскими партнерами до 2035 г. составит более 500 млрд долл.

Рассмотрим новые соглашения, подписанные во время пребывания Владимира Путина в Пекине. Начнем со сферы добычи и экспорта сырья

В ходе визита российского президента «Роснефть» и китайская ChemChina подписали новый годовой контракт на поставку нефти.

Кроме того, «Роснефть», расширяющая свои позиции в сфере российской газодобычи, заключила соглашение с компанией Beijing Enterprises, одним из лидеров китайского рынка природного газа. В соответствии с договором, ориентированным на стратегические проекты в сфере разведки и добычи, «Роснефть» сможет реализовать 20% дочерней компании «Верхнечонскнефтегаз» в пользу Beijing Gas Group.

Для справки: ПАО «Верхнечонскнефтегаз» принадлежит лицензия на разработку Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения, текущие извлекаемые запасы оцениваются в 173 млн т нефти и газового конденсата и 115 млрд куб. м газа (текущий уровень добычи нефти составляет порядка 8,5 млн т нефти в год). Благодаря вхождению в проект китайской компании, «Роснефть» сможет разделить с ней риски и привлечь финансирование.

Теперь о соглашениях в сфере переработки сырья и производства готовой продукции.

Для начала отметим рамочное соглашение между «Роснефтью» и Китайской нефтехимической корпорацией Sinopec (уже известной нам по «Удмуртнефти» и другим проектам) о строительстве газоперерабатывающего и нефтегазохимического комплекса в восточносибирских Богучанах. В следующем году будет создано совместное предприятие по ежегодному выпуску до 3 млн т полиэтилена, полипропилена и других высокотехнологичных полимеров.

Важно, что продукция будет изготавливаться из российского природного газа, годовые потребности в котором составят порядка 5 млрд куб м. Таким образом, силами «Роснефти» и ее китайских партнеров российский нефтегазовый комплекс переориентируется с добычи и экспорта сырья на производство и реализацию продукции с высокой добавленной стоимостью.

Еще более важно то, что «Роснефть» и ChemChina заключили соглашение по совместному развитию «Восточной Нефтехимической компании» (ВНХК), в рамках которого на российском Дальнем Востоке будет создан крупный нефтехимический кластер. ChemChina будет владеть в нем 40% капитала с пропорциональным участием в финансировании.

Далее, в продолжение тезиса о сотрудничестве «Роснефти» с компаниями КНР по всей технологической цепочке, упомяну о меморандуме по стратегическому сотрудничеству в области нефтесервисных услуг с китайской Shandong KeruiPetroleum Equipment. Эта компания является одним из лидеров мирового нефтесервиса, в ее портфеле заказы от саудовской Saudi Aramco, нидерландско-британской Royal Dutch Shell, венесуэльской PDVSA, швейцарской Weatherford, не говоря уже о «родной» CNPC.

И снова справка: в I квартале 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года «Роснефть» нарастила эксплуатационное бурение на 52%, при этом доля собственного бурового сервиса в общем объеме проходки стабильно превышает половину. Значение данного показателя после реализации подписанного меморандума с Shandong KeruiPetroleum Equipment, вне всякого сомнения, будет еще выше.

Наконец, еще один чрезвычайно важный проект. Речь – о дальневосточной судоверфи «Звезда». В Китае глава «Роснефти» Игорь Сечин и президент CSIC Ху Вэньмин заключили контракт на строительство и поставку транспортно-передаточного дока грузоподъемностью до 40 тыс т для судостроительного комплекса «Звезда».

В рамках контракта китайские компании разработают проектно-конструкторскую документацию, изготовят оборудование и проведут окончательные испытания дока в дальневосточной бухте Большой Камень. При этом участие российских специалистов запланировано на всех этапах проектирования и строительства, что позволит интегрировать объект в операционную деятельность верфи и минимизировать риски при реализации всего проекта.

Еще одна справка: судостроительный комплекс «Звезда» создается на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта консорциумом, состоящим из «Роснефтегаза», «Роснефти» и «Газпромбанка». Пилотную загрузку комплексу обеспечивает «Роснефть», заключившая с Дальневосточным центром Соглашение о размещении всех заказов на строительство новой морской техники и судов, а также контракты на проектирование, строительство и поставку многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса, необходимых для реализации шельфовых проектов «Роснефти».

Как видите, энергодиалог стал прочной основой всего российско-китайского сотрудничества. Но не только российско-китайского: благодаря интегральному подходу Россия укрепляет свои позиции на растущем рынке стран всего Азиатско-тихоокеанского региона. И что особенно ценно, активизируя международное сотрудничество, мы ставим во главу угла долгосрочные интересы собственной экономики.

Никита Кричевский, доктор экономических наук, профессор

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру