Попавшаяся в рыбацкие сети португальская субмарина едва не потерпела аварию

«МК» вспоминает самые необычные и опасные случаи нежелательных встреч в море рыбаков и подводников

«Ого, какая большая клюнула!» – Увы, на сей раз улов французских рыбаков оказался совсем несъедобным: в сетях траулера «Дайтона» запуталась субмарина португальских ВМС «Трайдент», участвовавшая в военных маневрах. Событие это случилось в Атлантике южнее Британских островов, и закончилось вполне благополучно для обеих «заинтересованных сторон». Лодка всплыла, специалисты британской морской спасательной службы освободили ее от рыбачьей «паутины», пострадавших в результате инцидента нет. Увы, в многолетней истории незапланированных контактов рыбаков и подводников бывали случаи куда более неприятные и даже трагические. О некоторых из них «МК» напомнил историк-исследователь, капитан III ранга в отставке Вячеслав Михальчев.

«МК» вспоминает самые необычные и опасные случаи нежелательных встреч в море рыбаков и подводников

– Один из самых ранних известных мне подобных случаев произошел в 1948 году в Средиземном море. В то время – вскоре после окончания Второй мировой, в Италии фактически на нелегальном положении существовало бывшее морское подводно-штурмовое подразделение – 10-я флотилия итальянских ВМС, возглавляемая знаменитым «суперменом» Валерио Боргезе. На вооружении этих «людей-лягушек» были специальные мини-субмарины для выполнения диверсионных заданий. Во время очередной тренировки одна из этих «малышек» неподалеку от берега угодила в рыбацкие сети, запуталась в них и не смогла всплыть. Находившиеся на борту два человека в итоге погибли, а лодку потом все-таки подняли.

В 1945-м победном году «рыболовный конфуз» приключился на Балтике с нашей лодкой «Малюткой» М-90. К счастью, тогда обошлось без жертв. В последних числах августа советская субмарина, находясь в боевом дозоре, угодила в трал шведского сейнера. Чтобы не подвергать корабль риску, командир приказал всплыть. Подводники подняли на глазах у шведов наш флаг, обозначив государственную принадлежность лодки, и затем попросили скандинавов потравить тросы, тянущие трал, чтобы проще было из этих пут освободить субмарину...

В общей сложности за послевоенные десятилетия можно насчитать более трех десятков таких случаев, произошедших с кораблями и подводными лодками разных стран в разных уголках мирового океана.

Один из самых необычных и трагических инцидентов произошел 18 лет назад у берегов Корейского полуострова. В начале лета 1998 года северо-корейская сверхмалая субмарина класса «Юго», судя по всему, выполняла разведывательную операцию в прибрежной зоне «южан» неподалеку от порта Сок-Чхон и при этом случайно угодила в сети местных рыбаков, так что запуталась в них винтом и лишилась хода. Во время попыток экипажа вырваться из этого неожиданного плена, подлодку-шпиона заметили с проходящего неподалеку южнокорейского судна. На место происшествия подошел корабль ВМС Южной Кореи и взял ее на буксир, чтобы доставить в качестве трофея на базу. Однако буксировка не задалась: трос оборвался, и субмарина КНДР пошла ко дну. Ее смогли поднять лишь через два дня. Когда вскрыли люк и заглянули внутрь лодки, то обнаружили несколько трупов северокорейских моряков. Но эти люди не утонули, – экспертиза показала, что они покончили с собой, видимо, в тот момент, когда поняли, что противник тащит их беспомощный корабль на свою базу.

За 10 лет до того, в 1988-м, в Ирландском море подлодка ВМС Великобритании, ненароком угодив в сети траулера «Инспайр», при попытке освободиться так сильно дернула прочные рыболовецкие снасти, что траулер от рывка опрокинулся и затонул. При этом кораблекрушении погибли двое рыбаков.

29 марта 1984 года в проливе Скагеррак датский траулер поймал субмарину, только построенную на немецких верфях для ВМС Чили. Подлодка проводила ходовые испытания в Северном море, но попалась в сеть скандинавов. Не пытаясь всплыть субмарина включила полный ход и в результате опрокинула траулер, на котором погибли при этом три датских моряка. Лодка-виновница ушла в подводном положении с места происшествия. Впоследствии утверждалось, что ее экипаж даже не подозревал, что корабль угодил в рыбацкие сети, и узнал об этом уже добравшись до своей базы.

Аналогичный случай весной 1982 года в Ирландском море с участием британской дизельной подлодки и ирландского траулера закончился не столь трагически – без человеческих жертв. Хотя субмарина и в данной ситуации все-таки умудрилась опрокинуть судно, ненароком «взявшее ее в плен».

В конце зимы 1983 года «рыбацко-подлодочное» ЧП произошло с двумя советскими кораблями. В сети малого рыболовного сейнера, принадлежавшего «Мурманрыбпрому», «влетела» советская же атомная подлодка. В итоге даже при работающем на полную мощность двигателе сейнер не смог преодолеть напор невидимого соперника. Могучая субмарина таскала рыболовецкое суденышко по морю около трех часов, после чего все-таки всплыла, и ее моряки, не сумев снять сети с рубки, просто обрубили их топором.

Можно упомянуть еще инцидент, случившийся весной 1975-го в нескольких десятках миль от берегов Калифорнии, где в это время советская рыболовецкая флотилия занималась промыслом рыбы. Но вместо трески один траулеров под красным флагом Страны Советов поймал субмарину ВМС США. Та всплыла на перископную глубину, оборвала сеть и ушла прочь.

В 1994 году случайное попадание в сети едва не повлекло серьезную ядерную катастрофу. В один из мартовских дней неподалеку от берегов Кольского полуострова наша АПЛ во время отработки учебного задания угодила в трал большого рыболовецкого траулера. Габариты этого надводного судна и мощность его двигателей оказались достаточны, чтобы затормозить под водой движение субмарины. В какой-то момент ее скорость упала почти до нуля, и боевой корабль, не имея в такой ситуации возможности управляться, стал «садиться» кормой, что могло привести к серьезной аварии. К счастью, командиру удалось справиться с опасной ситуацией, и вскоре лодку освободили от рыбацкого плена.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру