Федеральные власти дали Махачкалинскому порту последний шанс

9 августа 2016 в 10:00, просмотров: 6279

Поставить "надежный заслон" хищениям в сфере топливно-энергетического комплекса, "обратив особое внимание на выявление коррупционных проявлений со стороны соответствующих должностных лиц", - такое распоряжение сделал глава Совета Безопасности РФ Николай Патрушев на выездном совещании в Южно-Сахалинске.

Федеральные власти дали Махачкалинскому порту последний шанс

Говоря о масштабных хищениях он имел ввиду прежде всего случаи воровства нефти на АО "Дагнефтепродукт", которое владеет нефтеперевалочной инфраструктурой в принадлежащем государству "Махачкалинском морском торговом порту" (ММТП). В “ММТП” отрицают любую причастность к хищениям на “Дагнефтепродукте”, утверждая, что порт и “Дагнефтепродукт” – структуры, по сути, отдельные. Но эксперты уверены, что ситуация сложившаяся на территории порта не может происходить без ведома кого либо из  руководства. По мнению специалистов, обсуждение вопроса хищений на "Дагнефтепродукте" в ходе Совбеза - "последнее китайское предупреждение" перед принятием кардинальных мер со стороны федерального центра.

Отправители грузов давно жалуются на большие потери нефти во время перевалки на “Дагнефтепродукте” - именно по этой причине “Лукойл” с 2013 года вдвое сократил поставки своей продукции через порт Махачкалы. Месяц назад туркменские и казахстанские нефтяные компании заявили о намерениях снизить объемы направляемой в Махачкалинский порт нефти. Еще раньше, в июне, о масштабных хищениях в порту заявила компания "Транснефть", выразившая сожаление о том, что местные власти не в силах справиться с ситуацией.

Источники, знакомые с ходом последнего совещания Совбеза, отмечали, что именно жалобы нефтяных и транспортных компаний могли стать причиной обсуждения ситуации на “Дагнефтепродукте” в Совете безопасности.

«Криминальная обстановка на АО «Дагнефтепродукт» и бездействие республиканских административных структур фактически приводят к закрытию экспортных потоков нефти Каспия через единственную инфраструктуру Российской Федерации, принадлежащую государству. Закрытие, а как следствие, и потеря транзитного канала приведет к перенаправлению потенциальных объемов нефти на такие коридоры, как БТД (Баку — Тбилиси — Джейхан) и порты Грузии», — отмечалось в сообщении «Транснефти». По данным компании, грузоотправители неоднократно жаловались на потери нефти в Махачкалинском порту, которые вместо нормативных 0,2% в июне 2016 года достигли рекордных 1,43%.

На федеральном уровне отмечают, что количество преступлений в нефтяной индустрии в последнее время растет угрожающими темпами. «В первом полугодии 2016 года число преступлений в сфере ТЭК возросло на 23%. Наблюдается рост сомнительных финансовых операций у компаний, оказывающих услуги в сфере нефте- и газодобычи», — сообщил в ходе выездного совещания РФ Николай Патрушев. Он отметил, что по всем выявленным фактам преступлений возбуждены уголовные дела, а ущерб измеряется сотнями миллионов рублей.

В “ММТП” отрицают причастность к хищениям на “Дагнефтепродукте”, утверждая, что порт и “Дагнефтепродукт” - совершенно разные структуры. Как заявил руководитель пресс-службы ФГУП "Махачкалинский морской торговый порт" Алик Абдулгамидов, к хищениям нефтепродуктов руководство порта не имеет никакого отношения:

"Нефтеналивной причал и нефтетерминалы принадлежат ОАО "Дагнефтепродукт", и когда танкер заходит в порт, то обслуживанием судна занимаются сотрудники этой структуры, а не нашей, - говорит г-н Абдулгамидов. - Ранее были заявления о возбуждении уголовных дел по факту контрабанды нефтепродуктов в порту, но они касались грузов, которые обслуживались опять же "Дагнефтепрдуктом", а не сотрудниками ММТП".

Однако, по мнению председателя «Профессионального союза негосударственной сферы безопасности», члена Общественной палаты РФ и президиума Общественной организации «Офицеры России» Дмитрия Галочкина, трудно представить, чтобы хищения нефтепродуктов с территории порта происходили бессистемно. 

"Это же не единичный случай, а систематические кражи, которые предполагают сложную технологию перекачивания сырья из терминала по различным емкостям, трубопроводам, это очень трудно сделать тайно от всех, - говорит Дмитрий Галочкин. - трудно поверить, что этот системно выстроенный и давно существующий механизм может существовать без четкой взаимосвязи всех его элементов. Это, как правило, давно отработанные вертикальные и горизонтальные схемы".

Отмечая особую ответственность местных должностных лиц за наведение порядка в сфере ТЭК, глава Совбеза подчеркнул: "Необходимо активизировать правоохранительную работу, поставить надёжный заслон хищениям, обратив особое внимание на выявление коррупционных проявлений со стороны соответствующих должностных лиц"

Эксперты считают, что обсуждение хищений на "Дагнефтепродукте" в ходе Совета безопасности - это недвусмысленный сигнал о том, что федеральные власти всерьез озабочены проблемами в Махачкалинском порту. "Если какой-то вопрос поднимает Николай Патрушев - значит этот вопрос находится в рамках федеральной повестки, - говорит президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. - Думаю, если бы проблему решили кулуарно, на Совбезе бы вопрос не поднимался".

По словам Абзалова Махачкалинский порт является стратегическим хабом, на котором завязан целый ряд стратегических проектов, поэтому он не может подвергаться серьезным рискам вроде масштабных случаев хищения нефти. "Ситуация с Махачкалинским портом портит имидж России на внешней арене - к порту предъявляли претензии не только российские компании, но и зарубежные, те же иранцы. Поэтому (посредством обсуждения проблемы на Совбезе) федеральные власти послали информационный сигнал региону - необходимо сесть и спокойно договориться. В противном случае вопрос решаться будет по жесткому сценарию - уголовные дела, выездные проверки... опций много есть", - резюмирует Дмитрий Абзалов. 

Официальный представитель главы республики Дагестан Рамазана Абдулатипова Тамара Чиненная сообщила, что находится в отпуске и предоставить комментарии сможет только после его окончания через неделю. Связаться с бывшим директором "ММТП" Ахмедом Гаджиевым для получения комментариев не удалось.

Андрей Касаткин





Партнеры