Эхо 11 сентября: как пополняется стена памяти жертв теракта

Через 15 лет после трагедии найдены фото не всех погибших

Стена жертв теракта 11 сентября 2001 года находится в Национальном музее на территории Торгового центра в Нижнем Манхэттене, в Нью-Йорке. Ее почему-то называют гобеленом. Я бы предпочел назвать ее саваном. Лица погибших, а их было 2983 человека, с самых ранних часов трагедии стали определять ее суть. Их имена были расклеены на фонарях, на досках объявлений, на стенах госпиталей. Они как бы умоляли прохожих опознать их. О тех, кого опознавали, сообщали – с фотографиями – в газетах.

Через 15 лет после трагедии найдены фото не всех погибших

С тех пор прошло 15 лет. Выросло новое поколение американцев, которых называют «тысячниками»…

Альберт Оуглтри работал в кафетерии «Кантор Фицджеральд» в северной башне Всемирного торгового центра (ВТЦ), когда в него врезался первый самолет, захваченный террористами. Он один из 10 жертв, портреты которых отсутствуют на гобелене. Сотрудники Музея вот уже несколько лет тщетно пытаются найти кого-нибудь, кто мог бы предоставить им фото Оуглтри — веселого, печального, любого.

Цель Музея весьма простая и одновременно весьма трудная. Собрать все фотографии погибших и разместить их на гобелене в мемориальной галерее. «Нашей задачей с самого начала было укрепить на стене фотографии всех погибших», — говорит главный куратор Музея Ян Сейдлер Рамирес. В их число входят погибшие 11 сентбря 2001 года, а также шестеро, убитые в 1993 году.

«Для того, чтобы найти связь с погибшими, а это сердцевина нашей миссии, мы делаем всё, что можем. И это не абстрактная статистика. Это делается в честь погибших, в честь каждого из них. Мы хотим дать возможность друзьям и членам семей лицезреть фотографии погибших», — рассказывает Рамирес.

Три семьи уже попросили служащих Музея не выставлять публично фотографии их погибших родственников. Остаются семь.

Галерея вмещает комнату для 3000 портретов размером 5х7 дюймов. Те 10 погибших, фотографии которых не найдены, тоже в числе 250 колонок и 12 рядов фото. Они расположены в алфавитном порядке. Но вместо лиц мы видим лист с белого дуба — зеленый, слегка задетый краснотой. Такой дуб был посажен на мемориальной площади, где имена убитых вы можете найти на панелях вокруг двух мемориальных бассейнов.

Вот имена «отсутствующих»: Грегорио Мануель Чавес, 48 лет; Керене Гордон, 43 года; Майкл Вильям Ломакс, 37 лет; Вилтредо Меркадо, 37 лет; Оглтри, 49 лет; Антонио Дорси Пратт, 43 года; Чин Пин Тун, 44 года.

Четверо из семи — Чавес, Гордон, Оглтри и Пратт работали в службе по доставке фруктов. Это свидетельствует о том, что они из бедных семей. Не исключено, что их родственники покинули Нью-Йорк. Их адреса устарели, а телефоны давно умолкли. Все-таки прошло 15 лет. Сейчас — целая эпоха!..

Собирание гобелена само по себе исключительная затея. И оно началось задолго до открытия самого Музея, который пополнялся волнами.

Первая волна пошла от министерства юстиции, которое собрало фотографии, чтобы представить их в качестве улик на процессе Закариаса Моуссауди, так называемого двадцатого угонщика.

Затем пришла волна фотографий из ньюйоркских департаментов полиции и пожарных, а также от компаний и организаций, которые имели спредставительства, офисы и иные объекты в башнях ВТЦ, таких как «Кантор Фицджеральд», «Аон, Марш энд Маклейан» и ресторан «Виндоус он те уорлд». Кроме того почти одна треть погибших это или пожарные, или служащие «Кантор».

Большую услугу Музею оказала группа, нарекшая себя «Голосом 11 сентября». Ее мемориал состоит из фото и воспоминаний членов семей погибших. Группа осведомилась у руководства Музея, можно ли перенести в его помещения свой мемориал. Одновременно она получила на это согласие 500 его участников.

В момент, когда Музей, наконец, открылся — в 2014 году — еще 100 фотографий были получены или заменены другими, более высокого качества.

Теперь Музей во главе со своим куратором занят поиском фотографий канувшей в безвестность семерки. «Мы ищем и вычисляем имена тех, кто сохраняет «свечи памяти» и может помочь нам. Нет такого пути или даже тропинки, по которым мы не пройдем ради этой цели», — говорит мистер Родригес.

Желание всех найти и «пронумеровать» – типично американская черта. Ищут годами, десятилетиями, а то и столетиями. Сколько раз приходилось менять могилы Неизвестных солдат, становившихся известными благодаря кропотливой работе властей и народа. Историческая память здесь — это неугасимый факел.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру