Кавказская пленница: о том, как Шурик развалил храм отечественного образования

Репортаж с фестиваля грязи

Репортаж с фестиваля грязи

Поводом для этих заметок послужила статья В.Попова «Теневая фигура. Откуда есть пошла вариативность» в одном из октябрьских выпусков «Литгазеты», где наконец назван и тем самым разоблачен главный виновник развала отечественного образования. Это не кто иной, как доктор психологических наук Александр Григорьевич Асмолов. За истекшие десятилетия прошла череда министров образования, которые неизменно становились мишенью для критики, но все они, по мнению автора, были лишь пешками, покорными исполнителями воли кукловода А.Г.Асмолова. На месте Фурсенко и Ливанова я бы смертельно обиделся такой жалкой роли, отведенной им в истории отечественного образования. Об ушедших из жизни министрах молчу, ибо «мертвые срама не имут».

Мы еще вернемся к тексту статьи, но прежде несколько предварительных замечаний. Каждый человек формируется под воздействием ключевых исторических событий своего времени. Обманувшие надежды в настоящем заставляют искать ошибки в прошлом, в истории. Этот опыт имеет определяющее значение для всей жизни.

В нашей динамической ситуации, когда у каждого своя история (версия прошлого), войны памяти неизбежны. Их ведут те, кто призывает к состраданию к жертвам, против тех, кто настаивает на своей преемственности в деле их мучителей. Войны памяти ведут национальные государства, политические партии, историки, писатели и обычные люди. Как педагог я вижу, что иногда в одной семье ее члены культивируют разные версии прошлого, что приводит к острым конфликтам. Ибо для одних людей патриотизм — это безоговорочное восхищение всеми без изъятия страницами отечественной истории, а для других патриотизм наряду с гордостью за славное прошлое определяется мерой стыда, который человек испытывает за преступления, совершенные от имени его народа.

Войны памяти в равной мере касаются и седой старины, и событий новейшей истории. Что, между прочим, просматривается в подзаголовке статьи В.Попова: откуда есть пошла вариативность. На память немедленно приходит летописный зачин: «Откуда есть пошла земля Русская, и кто в Киеве нача первее княжити».

И еще одно предварительное замечание. Мы, советское поколение, чувствовали себя полностью включенными в советскую жизнь, искренне радовались таким элементам советской идеологии, как воспевание коллективизма, интернационализма, равенства и заботы о детях, которая не была пустыми словами. Отсюда ощущение реальности человеческого счастья, уюта и благополучия той жизни, где наряду со страхом были успехи и порядок. В этом помимо прочего источник постсоветской ностальгии значительной части людей моего поколения. Вот и В.Попов имеет свою версию недавнего прошлого. Бога ради.

Но на войне как на войне! Идеологическая война диктует свои законы. Измазать грязью представителя иной точки зрения — святое дело. Примечательно, что во многих странах мира существуют фестивали грязи, где участники, барахтаясь в жирной грязи, расслабляются, бросая друг в друга ее комья. Среди этих стран: Корея (разумеется, южная), Америка, Германия… Психологам судить, насколько эти веселые праздники снимают человеческую агрессию. Для таких фестивалей выделяется специальное время и место.

У нас грязевой фестиваль приобрел перманентный характер с той особенностью, что вместо натуральной естественной грязи используется грязь словесная.

«Выдающийся антисоветчик», «образцовый демагог» и т.п. — вот лишь некоторые эпитеты, которыми награждает своего идейного противника В.Попов. Забавно, что автор «Литературной газеты» (!) в качестве порочащих оппонента связей рассматривает его близость к писательской среде, которая играла роль овечьей шкуры для волка Асмолова.

Сам академик Асмолов в защите не нуждается. И едва бы стоило обращать внимание на этот дежурный грязевой поток, когда бы автором не была предпринята атака на принцип вариативности образования. Людей, не искушенных в школьном деле, легко ввести в заблуждение, представляя дело так, что вариативность образования позволяет каждой школе жить по принципу «что хочу, то и ворочу», разрушая единое образовательное пространство России. Спешу успокоить встревоженных граждан. «Не» с глаголом во всех школах отечества по-прежнему учат писать отдельно, равно как и складывать простые дроби и далее по списку усложняющегося содержания школьного образования. Вариативность же предполагает учет особенностей детей, которые, как известно, такие разные. Учет состояния психофизического здоровья ребенка, его способностей и склонностей (чем, собственно говоря, и призваны заниматься психологи) позволяет индивидуализировать процесс обучения, перестать ориентироваться на несуществующего так называемого среднего ученика. Благодаря этой самой вариативности появляются адаптивные программы для детей с проблемами в развитии, профильные классы, учитывающие способности и интересы старшеклассников, уже выбравших свою будущую профессию. Прикажете вновь построить всех в колонну по четыре и вести вперед с головой, повернутой назад, в идеализированное советское прошлое?

Да, знаменитый треугольник Асмолова указывает на полюса: одаренные дети, дети с проблемами в развитии и дети с девиантным (отклоняющимся) поведением. Но В.Попов спутал треугольник Асмолова с Бермудским треугольником. Остальные дети никуда не проваливаются. Напротив, знание полюсов позволяет педагогам массовых школ индивидуализировать процесс обучения, подбирая соответствующие методики и технологии под конкретный контингент детей. И здесь роль психологической службы неоспорима, ибо психолог специалист по неодинаковости. Другое дело, что хроническое недофинансирование образования не позволяет повсеместно усиливать психологическую службу, укомплектовывая ее квалифицированными кадрами.

Тем не менее долголетняя работа не прошла даром. Сохранив положительный опыт советской школы с ее фундаментальным подходом к преподаванию предметов естественно-научного цикла, дополнив его необходимыми степенями свободы, которые представляет вариативность образования, мы постепенно начинаем занимать ведущие места в международных рейтингах. Так что слухи о развале отечественного образования, которыми руководствуется автор статьи, я не подтверждаю. Такова суть дела.

Но вернемся к форме статьи. Она, на мой взгляд, не случайна. Автора подвела безоглядная любовь ко всему советскому. В частности, к такому забытому газетному жанру, как политический донос.

Тем, кто забыл, напомню, что по закону данного жанра необходимо выдвинуть конспирологическую версию, объясняющую провалы во внутренней и внешней политике, и указать на врагов народа. Одним словом, если в доме нет воды, значит, выпили сами понимаете кто: либерасты и толерасты.

В статье В.Попова фигура серого кардинала Асмолова вырастает до вселенских масштабов. Дергая за ниточки кукол-министров, он четверть века разваливал российское образование, подрывая нашу духовность и соборность. И куда только смотрел президент, утверждая назначения на ведущие министерские посты китайских болванчиков? Здесь только одна неувязочка. Серый кардинал всегда действует тайно, за политической сценой. А Асмолов — фигура публичная, он никогда не скрывал своих взглядов, всегда выражая их открыто в СМИ. Бывало, что смело шел на амбразуры, заявляя о своем несогласии с министрами, которые далеко не всегда разделяли его воззрения.

Демонизацию Асмолова автор статьи завершает описанием разрушительных последствий его дьявольской деятельности. Это и развал воспитательной работы в российской школе, и рост детских суицидов. Асмолову ставится в вину даже недавний скандал в 57-й московской школе, поскольку тамошний психолог (читай: последователь Асмолова) не оказала помощь девочке, подвергшейся домогательству со стороны учителя.

Но на дворе двадцать первый век с его новыми открывшимися технологическими возможностями. Статья-донос — это уже архаика. По законам жанра за ней должен последовать телевизионный фильм, в котором мрачная фигура Асмолова будет явлена на фоне дымящихся руин российского образования.

Кстати о фильмах. Любимый культовый советский фильм «Кавказская пленница». Там есть эпизод. Одурачивая Шурика, его обвиняют в том, что он предавался оргиям на развалинах древнего замка.

— А что, замок тоже я развалил? — спрашивает ошарашенный Шурик.

— Нет, это было до вас, в пятнадцатом веке, — успокаивают его.

Повзрослевшему Шурику, Александру Асмолову, предъявляют более серьезные, но такие же смехотворные обвинения.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27225 от 10 октября 2016

Заголовок в газете: Кавказская пленница: о том, как Шурик развалил храм отечественного образования

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру