Труп Ди Маржери лежал на потолке: пожарные - о гибели «Фалькона»

По делу о крушении допросили тех, кто тушил огонь

Громкое уголовное дело о гибели главы французской компании Total Кристофа де Маржери и трех членов экипажа самолета «Фалькон» в авиакатастрофе в аэропорту «Внуково» продолжает рассматривать Солнцевский районный суд Москвы. Сейчас в суде гособвинение предоставляет добытые следствием доказательства. В среду, 30 ноября, были допрошены сотрудники пожарно-спасательного подразделения, дежурившего в ночь авиапроисшествия. Они рассказали, как им стало известно об авиакатастрофе и что они предпринимали в этой связи. Но их показания не пролили свет на то, что происходило на летном поле перед самым крушением Фалькона и сразу после него.

По делу о крушении допросили тех, кто тушил огонь

Напомним, крушение четырехместного самолета, на котором после визита в Россию возвращался домой глава французской компании Total Кристоф де Маржери, произошло в ночь на 21 октября 2014 года. В Москве в тот день был снегопад, взлетные полосы во Внуково расчищались. Когда «Фалькон» пошел на взлет, на его пути неожиданно для пилотов оказалась машина-снегоуборщик. По версии следствия, правым шасси «Фалькон» зацепился за машину, рухнул на землю и загорелся. Все, кто был на его борту — сам Де Маржери, два пилота и стюардесса - погибли.

Водитель снегоуборщика Владимир Мартыненко был задержан сразу. Сначала он запирался, но вскоре появились доказательства того, что он выехал на взлетную полосу в состоянии алкогольного опьянения. Тогда Мартыненко вину признал. Кроме него к уголовной ответственности по статье УК "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц" были привлечены начальник Мартыненко, инженер аэродромной службы Владимир Леденев, диспетчер Александр Круглов вместе со своим стажером Светланой Кривсун, руководитель полетов Внуковского центра управления воздушным движением Роман Дунаев и диспетчер руления Надежда Архипова.

Позже, после проведения дополнительного расследования, со стажера Кривсун обвинения были сняты. Остальных фигурантов выпустили под подписку о невыезде. В суд все они приходят самостоятельно.

Кроме Мартыненко, свою вину признал и Леденев. Остальные с обвинением не согласны, а, Архипова, к тому же, единственная из всех подсудимых, которая продолжает работать ( остальные отстранены на время следствия).

Заседание в среду началось с запозданием. Пока все ждали одного из адвокатов, который, как выяснилось позже, застрял в пробке из-за ДТП на МКАД, было время понаблюдать за подсудимыми. По тому, как общаются между собой диспетчеры и руководитель полета, можно сделать вывод, что они не только формально не признают вины за произошедшее, но и морально, скорее всего, ее не испытывают. Кстати, тот факт, что Архипова продолжает работать, может говорить о том, что и ее руководство уверено в том, что она ничего не нарушила. Архипова, кстати, диспетчер с колоссальным опытом работы - более 40 лет.

Леденев выглядит напряженным. В самом начале процесса его адвокат говорил, что у них есть надежда на амнистию. Возможно, сейчас они уже не так в это верят.

А вот по Мартыненко видно, насколько тяжело для него проходит процесс. Пока шло заседание, он то и дело скрипел зубами, нервно передергивал желваками, опускал на руки тяжелую голову. В рассеянных мутных глазах - тоска и усталость. И никакого интереса к тому, что говорили свидетели.

А они рассказывали судье о том, как работают пожарные-спасатели во «Внуково» и что происходило в ночь крушения «Фалькона».

Начальник спасательной команды Юрий Ерохин рассказал, что в обязанности пожарных-спасателей в аэропорту входит, в частности, наблюдение за взлетом и посадкой самолетов и "устранение внештатных ситуаций". Здесь Ерохин пояснил, что "бывает, у самолетов на взлете или посадке отделяются части или они вылетают за пределы полосы". Тогда пожарные наблюдатели, которые попеременно дежурят по два часа, находясь в вышке спасательной станции, могут нажать тревожную кнопку. 

Как пояснил Ерохин, в случае, когда дело касается авиапроисшествий с возгоранием самолетов, тревога идет "по красному коду". Тогда команда пожарных- спасателей выезжает сразу, ни с кем дополнительно не созваниваясь. И в первую очередь, действия пожарных направлены на спасение людей. Они расчищают путь для эвакуации пострадавших, сбивают пламя настолько, чтобы можно было попасть в самолет и вытащить их оттуда. Людей положено отнести на расстояние 100 метров от самолета и передать медикам. Только после этого пожарные дотушивают пламя и до того момента, пока они не закончат свою работу, в зону крушения ни одна служба, включая следователей, не имеет право проникать.

20 октября на одной из двух пожарно-спасательных во «Внуково», той, что была ближе к месту авиакатастрофы, дежурил в качестве наблюдателя Владимир Сергеев, которого суд также допросил в качестве свидетеля.

По словам Сергеева, для наблюдения за взлетами и посадками воздушных судов у пожарных есть специальный бинокль, но ночью от него нет толку, а в ту ночь еще и из-за погоды видимость была отвратительной: "то снег переходил в дождь, то дождь в снег, то туман".

Сергеев видел габаритные огни самолета, который готовился к взлету, видел как он начал движение по взлетной полосе и вдруг "огненный шар начал расползаться по полосе". Сергеев нажал тревожную кнопку. Он остался наблюдать с вышки, а о том, что происходило на летном поле, рассказал Ерохин:

- Авиапроисшествие произошло примерно в полночь. Код тревоги был красный, это возгорание.. Пять машин выехали с нашей станции, мы пересекли одну рулежную дорожку, по другой проехали на посадочную полосу, потом повернули направо к перрону Внуково-2 и там по "зеленке" метров 500, где и обнаружили первые останки самолета -скорее всего крыло и элементы двигателя. ..Самолет лежал вверх брюхом. Когда мы открыли дверь экипажа, первой нашли стюардессу, она, видимо, была не пристегнутой. Потом нашли двоих летчиков, они были пристегнуты, висели на ремнях, мы их сняли, всех троих передали медикам, смерть они констатировали. Параллельно с нами работают и другие службы, от них мы узнали что в самолете было четыре человека. Стали искать четвертого. Нашли пассажира, который лежал на потолке, отдали и его труп медикам. Потом дотушивали, проливали самолет.

По словам пожарного, до момента, пока не были эвакуированы все пострадавшие и потушен пожар, все остальные службы на месте происшествия находились " в ожидании" за зоной оцепления. Расчистка полосы от обломков самолета в обязанности пожарных не входила, да и не встретили пожарные по пути следования на полосе никаких обломков, все они были за ее пределами. Сам самолет был поврежден больше изнутри, огнем, а снаружи его части кроме одного крыла, по словам Ерохина, были на месте.

Также, по словам обоих свидетелей, они не видели никаких машин других служб вблизи места происшествия, в том числе не видели и машину-снегоуборщик.

Оба свидетеля также заявили, что вообще не видели в тот вечер машин аэродромных служб, которые бы ездили по летному полю. И вообще, несмотря на то, что на пожарных среди прочих возложены и профилактические функции, то есть, по предотвращению условий, способствующих возникновению возгораний, знать, работает ли кто-то на летное поле, пожарные не могли. Им об этом не докладывают, а общих волн радиообмена с аэродромными обслуживающими подразделениями у них нет. И видеонаблюдение на пожарной вышке не предусмотрено.

МАК опубликовал видеореконструкцию крушения самолета главы Total во "Внуково"

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру