Во Франции не утихают беспорядки из-за изнасилования чернокожего полицейскими

Как масштабные акции протеста повлияют на грядущие президентские выборы

Инцидент, произошедший 2 февраля в парижском пригороде Оне-су-Бруа, до сих пор не дает покоя французам. Тысячи протестующих выходят на защиту прав чернокожего молодого человека Тео, который стал жертвой полицейского насилия. В ночь на понедельник, 13 февраля, несколько недовольных подожгли автобус и ранили водителя. На протяжении прошлой недели происходили столкновения с полицией, поджоги и вандализм. Несмотря на усилия властей, протесты только нарастают и растекаются по окрестностям столицы. А кандидаты на предстоящих в апреле президентских выборах уже попытались развернуть ситуацию в свою пользу.

Как масштабные акции протеста повлияют на грядущие президентские выборы

Полиция и сам пострадавший Тео по-разному видят нашумевший инцидент. По словам 22-летнего рабочего, стражи порядка задержали его без видимых причин и принялись оскорблять, избивать и брызгать слезоточивым газом в глаза. Затем они поставили его на колени и изнасиловали полицейской дубинкой. В результате молодой человек оказался в больнице. По словам полицейских, акт насилия произошел случайно. Однако избиение Тео попало на видео и спровоцировало массовые протесты в его родном Оне-су-Бруа и других парижских предместьях.

Сам пострадавший призвал не объявлять войну полиции, но его слова не имели большого эффекта. Проявление полицейского насилия переполнило чащу терпения жителей бедных иммигрантских пригородов. Причинами стали как постоянное неуважение со стороны стражей порядка, так и плачевная ситуация с безработицей в стране. Требуя «справедливости для Тео», протестующие требовали справедливости и для себя. Причем нередко при помощи насилия.

Так, в ночь на понедельник в предместье Парижа Аржантее протестующие подожгли несколько мусорных урн и автобус, ранили его водителя в лицо и разгромили автобусные остановки. 11 человек были задержаны. А днем в субботу около 2000 человек митинговали на улицах пригорода и вступали в стычки с полицией. Призывы выходить на «защиту справедливости» распространяются через социальные сети.

Президент Франсуа Олланд попытался успокоить недовольных визитом к пострадавшему Тео в больницу. Глава государства подбодрил молодого человека и пожелал ему выздоровления. Жест во многом был неожиданным, так как во время аналогичных протестов в 2005 году правительство заняло более жесткую позицию по отношению к погромщикам.

А тем временем политики используют сложившуюся ситуацию, чтобы набрать очков перед предстоящими в апреле президентскими выборами. Кандидат от «Республиканцев» Франсуа Фийон заявил: «Правительство не должно допускать проявлений насилия, жертвами которого всегда становятся жители пригородов». Лидер ультраправого «Национального фронта» Марин Ле Пен заключила, что беспорядки — «результат чрезмерной толерантности, которая распространилась во французском обществе благодаря действиям политиков, годами управляющих Францией». А кандидат от «Левой партии» Жан-Люк Меланшон даже увидел за погромами теорию заговора: «Кому-то выгодно совершать провокации».

«Беспорядки возвращают французскую политическую повестку дня к проблемам интеграции, иммиграции, неблагополучных предместий, к спору между полицией и обществом, который, казалось, в последнее время утих, — отметила в комментарии «МК» профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО Евгения Обичкина. — Полицейские тоже в последнее время стали очень недовольны своим положением в обществе, слабой оснащенностью, не очень высокими популярностью и зарплатами при том, что они находятся на переднем крае борьбы с преступностью. Возвращение к этим темам еще более обострит предвыборную борьбу, опять привлечет внимание к безопасности, правам человека, к экономическим проблемам, связанным с социальным неблагополучием и радикализует и так уже радикализованную неблагополучную часть общества.

Потенциально на этом мог бы набрать политических очков кандидат вроде Марин Ле Пен. Но у нее и так уже есть стабильный электорат. Вопрос в том, насколько остальная часть избирателей сможет поступиться своим представлением о границах прав человека ради сохранения общественного порядка. Пока 25% французов думают сходно с Марин Ле Пен. Но очередные волнения в предместьях вряд ли очень быстро увеличат количество подобных людей и снизит порог толерантности. А что касается системных кандидатов, то среди них, скорее всего, этим сможет воспользоваться Франсуа Фийон».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру