Трехлетие присоединения Крыма: жители полуострова рассказывают о надеждах и ужасах

С каким настроением крымчане пойдут на торжества

Прошло три года с тех пор, как Крым стал территорией России. Тогда, в 2014 году, мир не успел удивиться, как договор о принятии Крыма в состав Российской Федерации был подписан. Как теперь живут новоиспеченные граждане и что изменилось за три года, «МК» узнал у них самих.

С каким настроением крымчане пойдут на торжества

Про присоединение

Прошло три года с момента подписания договора о принятия Крыма в состав России. Как это было три года назад? Что думают жители, что вспоминают.

- Сначала было страшно. Страшно, но очень интересно, что же будет. Было ощущение, что вот-вот случится что-то важное — рассказывает Надежда, медсестра из Алушты — напряженность висела в воздухе, но была уверенность, что нас не бросят. Ну мне, по крайней мере, хотелось так думать. По улицам ездила военная техника, я уже даже военный билет достала, думала, что если вдруг случится война, то нужно будет идти на призывной пункт, я же военнообязанная. А потом из аэропорта пришла новость, что русские пришли. Никто не видел никаких опознавательных знаков, но были уверены, что это — русские.

- 15-го марта все банки прекратили работать, снять деньги было невозможно, до этого у банкоматов стояли огромные очереди. Люди боялись, что так и останутся без денег — рассказывает свидетель происходящего, жительница Алушты, Екатерина — а 15 марта на банкоматах появились информационные листы с сообщениями о том, что в связи с переходом на российские рубли, банк сегодня, то есть 15 марта, не работает.

Мы были уверены, что придется очень туго, если мы станем российской территорией — рассказывает менеджер туристической фирмы, Роман — но осознавали, что приходящие из Киева обрывочные сведения о том, что якобы радикалы пытаются прорваться в Крым, о нацистах, ничего хорошего нам не сулят. Была твердая уверенность, что если Россия не придет, то на нас весь этот нацистский сброд отыграется по полной.

Я ждала этого 25 лет — рассказывает пенсионерка, Нелля Алексеевна, библиотекарь — у меня всегда было ощущение, что украинский Крым это неправильно. Мы всегда были русскими, мы должны быть территорией России. Севастополь — город русских моряков.

Было не по себе от того, что совершенно непонятно, что будет с моим бизнесом — рассказывает владелец туристического бизнеса Станислав — одно было очевидно. Россия — другая страна, со своими законами. Нам придется подстраиваться под это, гостиницам переоформляться, стандарты, например, пожарной безопасности в России другие. Это — дополнительные траты, дополнительное время, а ведь сезон был на носу. Конечно, я бы предпочел, чтобы меня это не коснулось, но жизнь распорядилась иначе.

Про референдум

16 марта жители полуострова проголосовали за вхождение в состав России. По официальным данным галку напротив слова «За» поставили 96% жителей полуострова. 18 марта официально был подписан договор о принятии республики Крым в состав РФ. Жители полуострова делятся своими воспоминаниями о дне референдума.

Бабушка собрала нас всех, как на праздник — делится своими воспоминаниями Вера, фельдшер в селе недалеко от Алушты — для нее это было настоящее событие. Она все боялась, что нам не хватит бюллетеней, поэтому разбудила нас к самому открытию участков. Мы пришли, спокойно проголосовали.

Я пришел на участок уже днем — рассказывает житель Севастополя Алексей — было очень оживленно. Люди не верили в то, что мы действительно можем стать частью России. Особенно волновались пожилые люди. Никаких проблем с бюллетенями при мне не возникло.

Так долго мы ждали,- до сих пор Нелля Алексеевна очень эмоционально вспоминает этот момент,- жили как в оккупации. Украина для меня оккупант. Я это всем говорила, но вот дожила же. Мы пришли на участок с утра, всей семьей. Голосовали, конечно, же «За».

Нам не дали жить в новой Украине- рассказывает Андрей, механик из Ялты - еще до этого Майдана ничего было. А когда по "Беркуту" стрелять начали, открыто заявлять о нежелании терпеть русских в Украине, мы поняли , что все. До рубежа какого-то дошли. Как в сказках: налево пойдешь, направо пойдешь. Вот наши пути и разошлись. Да должно было это случиться. Ты же помнишь, как рьяно на нас шипели молодые западэнцы в прошлом году. Якобы вот вырежем мы вас, русских, и будем жить в своей великой Украине. Мы же, дескать, прогрессивная европейская страна. А вы- варвары. Ну и как дальше после этого жить с ними в одной стране? А куда бы пошли украинские войска сразу после Майдана "порядок" наводить? К нам, понятное дело. И был бы у нас Донбасс номер 1. Поэтому я пошел голосовать, хотя был уверен, что наверху уже все решили.

Про первый российский туристический сезон

После присоединения Крыма в России началась активная рекламная кампания по популяризации крымских курортов, а в Украине СМИ начали пугать граждан, рассказывая о том, что на пляж придется ходить под дулом автомата.

У меня не было ощущения, что сезон как-то провалился — рассказывает Надежда — в отделении как было много народа, так и было. Работали допоздна, еле ноги передвигала к концу смены.

Мне тогда казалось, что людей стало меньше, но денег пр этом не значительно убавилось — рассказывает Роман — цены были очень доступные. Я помню, привез человека из Москвы и повел его в ближайшее кафе покушать. Так, когда он плотно перекусил на 300 рублей, его удивлению не было предела. Тогда еще мы не понимали механизм ценообразования, просто переводили цены с гривен на рубли. Выходило очень выгодно для всех. Сейчас уже, конечно, цены не 2014-го года.

Я прилетела в Крым в июле — рассказывает Екатерина, уроженка Алушты - Мне было очень интересно теперь увидеть все своими глазами. Что изменилось, что осталось по прежнему. СМИ то твердили о полном провале сезона и демонстрировали пустые набережные, то наоборот, говорили, что все прекрасно. Интрига была, в общем. Когда мы приехали в Алушту, то на набережной людей было, конечно меньше. Но, если честно, то я не увидела в этом ничего плохого. Раньше было не протолкнутся, набережная была филиалом московского метрополитена в час пик. В 2014 году на пляж можно было спокойно придти и найти себе место.

В целом, от оттока туристов, чего греха таить, пострадали мелкие "предприниматели": семьи, сдававшие в аренду отдыхающим свою жилплощадь, торговцы сувенирами. А вот пансионатах народу не сильно поубавилось. Но произошло это из-за того, что путевки продавались очень дешево. Да и многие компании повезли своих сотрудников отдыхать в Крым - объясняет инструктор по дайвингу, Алексей.

У меня работы совершенно не убавилось — рассказывает медсестра санатория в Алуште Анна Николаевна — детей очень много тогда привезли. Несколько смен было. Работали на износ.

Про блэкаут

Ночью, в конце ноября активисты блокады Крыма взорвали опоры ЛЭП. Весь Крым погрузился в темноту. Они мотивировали это тем, что нужно наказать крымчан за их выбор и через минуту говорили о том, что Крым необходимо вернуть в состав Украины. Только вот захотят ли крымчане после того, как их оставили без света и тепла назад?

Столько людей гуляли по набережной, просто удивительно. Мы жгли с детьми костры во дворе, гуляли, читали книги. Нам удивительно повезло, зима пришла очень поздно, в конце ноября мы еще ходили очень легко одетыми — вспоминает Екатерина, уроженка Алушты — свет давали всего на пару часов, а в несколько первых дней так его и вообще не было, кажется. Но мы не расстроились, собрали палатки, родственников и поехали в горы. И прекрасно несколько дней жили на турбазе. Отдыхающих не было. А так народ начал очень много общаться в живую, приходили заряжать телефоны. Как-то всех даже это все сплотило.

Была в этом всем какая-то романтика — рассказывает житель Ялты, Максим — ко мне приезжали друзья из Алушты — мы сидели вокруг газовой горелки, много разговаривали. Даже как-то было ощущение , что этот интернет и не нужен.

Вот после этого мы окончательно поняли, что никогда назад в Украину мы не вернемся — говорит учитель начальных классов, Инна Владимировна — мы живем на 13 этаже и представляешь как нам было таскать тяжелые сумки пешком. А каково было старикам, молодым мамам с колясками?

Отопление, вроде, очень быстро дали — говорит житель Ялты, Андрей — а свет давали как-то очень сложно. Два часа днем и два — глубокой ночью. Приходилось вставать в три часа ночи, включать машинку стиральную. Очень долго это все продолжалось, мы даже приспособиться успели.

Три года в России

Накануне годовщины подписания закона крымчане подводят итоги трехлетнего пребывания под юрисдикцией России.

Мы прекрасно понимаем, что если бы не Россия у нас бы был Донбасс номер один — говорит фельдшер Вера — сейчас бомбили бы не Донецк, а Симферополь. Конечно, есть сложности. Цены на продукты не всегда поддаются логическому объяснению. У нас недешево. Однако, мне вернули льготы. Да и пенсии, насколько я знаю, несравнимы с украинскими.

Мы до сих пор силимся перейти на российские системы управления — рассказывает бухгалтер Анна — было очень тяжело, потому что нам привезли российские программы, а научить никто не смог, нам пришлось своими силами изучать, устанавливать. Все-таки законодательство в России отличается от украинского.

Мы пытались с другом помочь с эксплуатацией систем управления предприятием — рассказывает Екатерина — мы предлагали свою помощь, сделали сметы, здорово сами, согласно этой смете, теряли по деньгам. Но видя, как трудно друзьям переходить на российское законодательство и российскую систему, решили помочь. Но власти зарубили этот благородный порыв на корню. Нам ясно дали понять, что платить за подобные услуги никто не хочет и их устраивает то, что система не работает, отчеты, которые идут в проверяющие инстанции не формируются. Никакие увещевания в том, что они не сдадут самый основной — годовой отчет не действовали. А в феврале следующего года мне позвонили и пожаловались на то, что «все сломалось». Но я уже ничем помочь не могла. И это — система. Ощущение, что сидящие на местах чиновники иногда просто специально рубят на корню любое усовершенствование.

Мы понимаем, что у нас, по сути своей, перестройка — рассуждает Роман, менеджер туристической фирмы — нам непросто. Но я точно знаю, что мы живем под защитой. У нас мирное небо над головой.

При Украине был застой — рассказывает пенсионер, Дмитрий Николаевич — не было перспективы, мы как в болоте жили. Сейчас нам нелегко, цены стали очень высокими, хотя и пенсии прибавляют. Однако, самое главное, что появилась хоть какая-то надежда на то, что нами будут заниматься. Что в Крым будут вкладывать деньги, развивать его. У нас очень много возможностей. Здесь и отдых, и спорт и киноиндустрия. Просто все пришло в запустение и нужно это восстановить.

Читайте материал "Исповедь защитника Крыма: как "нормальная девчонка" Поклонская сделала его уголовником"

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру