Госдума предложила новую версию закона об электронной базе российских детей

«Контингент учащихся» постараются загнать в рамки

Перечень данных, собранных в единой информсистеме «Контингент обучающихся», будет ограничен; полномочия служащих по их передаче и получению четко определены; а за утечку персональных сведений введена личная ответственность. Такими поправками, как выяснилось 23 марта на парламентских слушаниях «Информационное обеспечение системы образования», ответит Госдума на вето, наложенное президентом на первоначальную версию закона, не обеспечивавшую, по оценке Путина, конфиденциальности собираемой информации.

«Контингент учащихся» постараются загнать в рамки

Вводя единую базу данных на всю систему образования страны (а к ней, по оценкам специалистов, причастны более 40 млн россиян), как водится, хотели как лучше. Она и бюрократическую отчетность должна обуздать, и детей, уклоняющихся от среднего образования выявить, и нужное число мест в детсадах и школах спрогнозировать, и запись туда облегчить, и т.д. Собери лишь воедино, как уверяли авторы идеи, всю информацию на участников образовательного процесса, добавь к ним базу данных ЗАГС, чтобы открывать образовательный файл на каждого россиянина с момента его рождения - и дело в шляпе! Останется лишь добавлять к такому досье данные о получении каждым индивидуумом дошкольного, школьного, вузовского, дополнительного и т. д. образования, и вся система на основе такого учета и контроля будет развиваться как наскипидаренная — без сбоев и проблем.

Увы, получилось не как лучше, а как всегда. Граждане всерьез забеспокоились, что в одном досье на них будет собрана вся мыслимая и немыслимая информация: ФИО, номер паспорта, место жительства, место работы, место учебы ребенка, его медицинские диагнозы и т. п. А так как перечень собираемых данных будет определять не закон, а ведомства, чиновники могут запросить что угодно, включая самые интимные сведения, тут же продать информацию «налево». А личный злопыхатель - купить и, скажем, выложить в интернет на потеху трудящимся. Или как-то по-другому использовать во зло: например, чтобы изъять ребенка из семьи.

Аналогичные опасения высказал и Путин. И, едва ли не первые за время всех своих президентств, наложил на закон вето. Но теперь он доработан, сообщил замминистра образования и науки Вениамин Каганов. Исчерпывающий перечень собираемых данных в соответствии с поправками будет устанавливаться не чиновниками, а законом. Перечень ведомств, получивших доступ к базе данных, также будет строго определен, причем, лишь к той ее части, что непосредственно относится к их сфере деятельности. А для должностных лиц вводится персональная ответственность за сохранность личных данных. Предполагается и техническая суперзащита базы данных от любых несанкционированных проникновений: «Эту информацию нельзя будет ни записать на жесткий диск, ни скачать на флешку»,- пообещал Каганов.

К сожалению, все не так просто, предупреждает исполнительный директор Лиги безопасного интернета Денис Давыдов:

- Сегодня никто не может гарантировать безопасности хранения персональных данных в электронных информационных системах! Даже принятая спецслужбами США мощная система объединения разных баз данных на основе единого интерфейса не смогла предотвратить утечек, вылившихся в публикации Wikileaks. Известны хакерские технологии, с помощью которых взломать любую базу данных может простой школьник. И в этом случае страшно подумать, в каких целях будет использована вся личная информация российских граждан, и какой ущерб они в результате понесут.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру