Выйдет ли «Кортеж» на рынок?

Сегодня Дмитрий Медведев провел совещание в «НАМИ».

Речь шла о развитии электрического и беспилотного транспорта. Именно в этом НИИ в свое время начали разработку проекта автомобилей для первых лиц государства «Кортеж». «МК» с помощью экспертов оценил его перспективы.

Сегодня Дмитрий Медведев провел совещание в «НАМИ».
Фото: autobible.euro.cz

Напомним, что «Кортеж» был анонсирован российскими властями еще в 2012 году. Предполагалось, что в ходе работ над проектом будет создана единая модульная платформа, на основе которой разработают премиальные седаны для первых лиц государства, а также внедорожники и минивэны для их сопровождения. У экспертов к данному проекту все больше вопросов.

Согласно распоряжению правительства № 1642-р от 13 сентября 2013 года, «НАМИ» получил возможность заключить контракт на разработку «Кортежа» без проведения конкурса, став, таким образом, единственным исполнителем госзаказа.

Прошлым летом сообщалось, что тестовые образцы машин успешно проходят испытания и что в 2018 году серийные версии моделей могут поступить в свободную продажу. Но сроки сдвигаются. Как сообщило ИА Регнум, «Научный центр «НАМИ» приостановил работу над внедорожником из проекта «Кортеж» на неопределенный срок ... Причиной остановки работ стала нехватка ресурсов, так как основные силы команды конструкторов направлены на завершение разработки лимузина, седана сопровождения, а также минивэна».

К проекту есть вопросы и с точки зрения эффективности, и с точки зрения его окупаемости. Семейство автомобилей «Кортеж» строится для узкоспециальных задач. Кроме того, автомобили имеют нестандартную размерность и материалы компонентов, предназначенных для работы в экстремальных условиях, с постоянной высокой нагрузкой (под броню) и завышенными тягово-динамическими характеристиками. Специалисты отмечают, что автомобили «Кортеж» изначально проектировались для государственных нужд и с большой долей вероятности могут не выдержать конкуренции на открытом рынке.

В частности, автомобили-аналоги – такие как Mercedes-Benz Viano, Volkswagen Caravelle, Hyundai Н1, при тех же показателях вместимости имеют меньшую снаряженную и полную массы, полукапотную компактную компоновку, сравнительно невысокую стоимость.

При этом, говорят эксперты машиностроения, премиальный сегмент на базе данных автомобилей развит незначительно. Объемы рынка по премиальным решениям пока не позволяют достигать эффективных значений для окупаемости инвестиций в массовое производство двигателя, коробки передач, штампованных деталей кузова, подвесок, мостов.

Сейчас, недоумевают специалисты, непонятно, каким образом автомобили семейства «Кортеж» смогут конкурировать, чтобы обеспечить экономически выгодные объемы производства? Придется иметь либо компоненты с высокой стоимостью мелкосерийного производства либо иностранные компоненты, как это сделано сейчас. При этом, необходимо создание совершенно нового завода для производства всей линейки.

Например, еще в прошлом году СМИ сообщали, что ведомство пока не договорилось с Ford Sollers. Эту компанию называли одним из претендентов на выполнение заказа. Кроме того, как стало известно «Газете.Ru», Sollers якобы установил слишком высокую ценовую планку за запуск производства на своих мощностях. Так, по данным двух источников «Газеты.Ru» в российском автопроме, гендиректор Sollers и УАЗ, член совета директоров СП Ford Sollers Вадим Швецов якобы запросил порядка 80–90 млрд руб. у Минпромторга на осуществление проекта. При этом ранее общие инвестиции в проект вице-премьер Аркадий Дворкович оценивал в 22–24 млрд руб.

Любая программа достижения рыночных показателей потребует создания фактически новой конструкции почти всех компонентов, и уровень унификации со специализированной платформой «Кортеж» будет, на мой взгляд, довольно низким.

Высокая стоимость разработки новой платформы и премиальные решения по экстерьеру и интерьеру делают автомобили очень дорогими. Кроме того, часть инжиниринга выполняется силами иностранных компаний (V-образные двигатели, к примеру, разработаны совместно с Porsсhe). Хотя с самого начала предполагались российские разработки.

Также стоит отметить, что проект не делался изначально под конкретного автопроизводителя. Поэтому постановка на производство и адаптация технологий потребуют дополнительно нескольких лет, а за это время модельный ряд может устареть, заключают специалисты.

Андрей Миронов

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру