Можно ли доверять неудовлетворенному учителю

Ответ на этот вопрос может расколоть общество

22 августа 2017 в 19:37, просмотров: 8061

Можно ли доверять учителю? Поставив этот вопрос на всенародное голосование, можно с достаточной долей уверенности прогнозировать его результат. В лучшем случае вопрос расколет респондентов пополам. Но это еще оптимистический прогноз. Скорее всего, большая часть населения вынесет вердикт недоверия педагогам. Откуда этот мрачный прогноз?

Можно ли доверять неудовлетворенному учителю
фото: Алексей Меринов

Оттого, что у людей мгновенно вспыхнут в памяти эксцессы, связанные с психологическим и иным насилием со стороны педагогов, которые периодически оказываются в центре внимания СМИ. Как можно доверять учительнице, которая скотчем заклеивает рот первокласснику, чтобы он не мешал работать остальному классу? Или учителю обществознания, который сдает старшеклассника, посмевшего высказать на уроке крайне оппозиционные взгляды, в полицию? Добавим в эту картину маслом сексуальные скандалы — и получим мрачный портрет педагога, не вызывающего ни малейшего доверия.

Помимо прочего, в нашем вздыбленном обществе наблюдается кризис взаимного доверия, который затрагивает все сферы деятельности без исключения. В недобросовестности и корыстных побуждениях все подозревают всех: врачей, бизнесменов, чиновников, депутатов. Между тем искушенные японцы давно определили главный фактор успешного развития рынка. Это, как ни покажется странным, взаимное доверие. Когда все не доверяют всем, никакие математические модели и изощренные методы контроля не дают желаемого результата.

Но вернемся к проблеме доверия к учителю. В глубине души каждый родитель мечтает доверить своего ребенка замечательному педагогу — мастеру своего дела, который успешно сочетает в своей деятельности глубокие знания предмета с пониманием особенностей детской психологии. Главное — он искренне заинтересован в развитии своих питомцев. Но откуда взяться таким мастерам? Ответ очевиден: чтобы привлекать в профессию творческих неравнодушных людей, педагогический труд должен стать в обществе престижным. Не зря, прозревая будущее, писатели-фантасты братья Стругацкие ставили учительскую работу на вершину лестницы профессий, отдавая должное ее неимоверной сложности и многогранности. Но даже самая многотрудная деятельность не в тягость, коль скоро она приносит человеку творческое удовлетворение и предоставляет возможность для самореализации.

Между тем с удовлетворенностью педагогов своей работой дело сегодня обстоит худо. Социология показывает, что если еще несколько лет назад удовлетворение своей профессией высказывали 42% педагогов, то сегодня лишь 22%. Отчего так? Первая причина — девятый вал разнообразной отчетности (в электронном и бумажном виде), накрывший учителя с головой, которую все меньше удается использовать по прямому профессиональному назначению. Вторая причина — унизительные формы оценки результатов труда педагогов и уровня их квалификации. Налицо ужесточение контроля, рождающее страх, неуверенность и неудовлетворенность своей профессией.

Не надо представлять себе дело так, что злокозненные чиновники сидят и часами напролет специально придумывают, как бы еще сильнее прищучить учителя. Все значительно сложнее. Разлитое в обществе недоверие, подкрепляемое жареными фактами, попадающими в СМИ, где отдельные учителя выглядят едва ли не монстрами, заставляет его величество аппарат реагировать оперативно, демонстрируя свою государственную ответственность и заботу о гражданах. В таких обстоятельствах единственный и проверенный в боях бюрократический инструмент — усиление контроля. «Усилить контроль за...» — эта формула неизменно венчает ответственные решения органов управления образованием. Далее следует: «О принятых мерах доложить». Кроме того, говоря откровенно, квалификация иных учителей действительно оставляет желать лучшего. Отсюда, следуя той же логике, необходимо ужесточить формы и методы аттестации педагогов.

Вторая глубинная причина, вызывающая нарастание вала отчетности, угнетающего учителей, порождена использованием методов экономического стимулирования педагогического труда. Прошло то время, когда все педагоги получали одинаковую зарплату. Сегодня необходимо, учитывая качество и количество учительского труда, использовать стимулирующий фонд оплаты. Но педагогический труд крайне трудно поддается формализации. Очевидно, что количество просиженных учителем в школе часов и проведенных внеклассных мероприятий — еще не гарантия высокого качества его работы. Но для того, чтобы не взорвать изнутри педагогические коллективы взаимными подозрениями, надо как-то объяснить людям, почему и за что педагоги получают дополнительные выплаты. Для этого приходится разрабатывать формализованные показатели, которые фиксируются в «Положении о премировании» или в «Положении о стимулирующем фонде». На основании этих документов и приложенных к ним отчетов учителей (!) финансовые органы осуществляют проверку законности этих выплат. А, как известно, разговор с фининспектором о поэзии (в данном случае педагогического труда) чреват опасными последствиями для администраторов. Так у молодых специалистов, приходящих в школу с горящими глазами, и их более опытных коллег нарастает неудовлетворенность своей работой, которую объективно фиксирует социология.

На мой взгляд, падение престижа педагогического труда, приводящее к тому, что яркие творческие люди не стремятся в школу, связано не только с уровнем заработной платы и положением в обществе, но прежде всего с самоощущением человека в профессии. Таланты не поддаются дрессуре. Попытки же насильно тащить на аркане к высотам мастерства запуганного, задавленного контролем учителя обречены на провал.

А как обстоит дело в других странах? Любопытно, что в США уровень контроля за деятельностью педагога чрезвычайно высок. Отношение к нему там в массовой школе (оставляю за скобками частные элитные школы) как к поставщику услуг. Клиент в лице родителей, учеников, общины и т.п. всегда прав. Местные чиновники от образования железно стоят на этой рыночной позиции. Поэтому, педагог, будь любезен, удовлетворяй социальный заказ в рамках принятых стандартов. Отсюда и результаты среднего образования там весьма средние. В самом деле, к чему так уж напрягаться и тратить лишние деньги, когда блестящее американское высшее образование обеспечено притоком талантливых молодых людей со всего мира.

А вот у нашего ближайшего соседа, Финляндии, чье среднее образование демонстрирует высочайшие результаты, совсем другой подход к делу. Там учитель до неприличия свободен, что привлекает в профессию ярких творческих людей. Заметим, что зарплата и пенсия педагогов там отнюдь не зашкаливают, хотя и обеспечивают достойный средний уровень существования. «Мы маленькая, бедная полезными ископаемыми страна и поэтому должны быть умными», — сказал несколько лет назад в частной беседе финский министр информатизации и образования.

Да, финские педагоги свободны, но не бесконтрольны. В чем секрет их успешности? В решении сакраментального вопроса: «А судьи кто?» Там автономное педагогическое сообщество само разрабатывает и постоянно совершенствует профессиональный стандарт учителя, вырабатывает объективные критерии оценки его квалификации и проводит независимую аттестацию коллег. Все живое растет снизу. И коль скоро профессиональный стандарт не навязан сверху, а выработан совместно, он органично и естественно принимается всеми педагогами без административного нажима и запугивания со стороны государства.

Этот важный урок нам всем необходимо усвоить. Дело в том, что в новом учебном году будет дан старт внедрению Национальной системы учительского роста, призванной повысить престиж учительского труда, привлечь в школу молодые свежие силы, открыть для педагогов возможности профессионального и карьерного продвижения. Есть надежда на то, что, когда она наконец будет запущена, мы получим учителя, которому можно будет доверять. Пока здесь много вопросов. Самый болезненный из них — формы и методы оценки квалификации педагога. Но ясно одно: до тех пор, пока единственным игроком на этом поле будет чиновник с его инструментарием, искажений не избежать. Следовательно, необходимо, чтобы в разработке объективных критериев оценки уровня квалификации педагогов, процедурах аттестации самое активное участие приняло профессиональное сообщество в лице предметных ассоциаций и тех конкретных педагогов, которые уже сегодня овладели передовыми педагогическими практиками и потому имеют высокую профессиональную репутацию среди своих коллег. Это и будет реализацией на деле принципа государственно-общественного соуправления.



Партнеры