"Это просто деградация": в школах ополчились на спиннеры

Столичные учителя и психологи рассказали о вреде популярных игрушек

27 августа 2017 в 17:50, просмотров: 10486

Мода на спиннеры пришла в Россию внезапно. Еще весной об этих игрушках не знал никто, а в июле их не вертел только ленивый. Основными покупателями модных «трехлистников» стали дети и подростки. Родители забили тревогу: дескать, спиннеры рассеивают внимание, а вовсе не помогают сосредоточиться, как утверждают их изобретатели и продавцы. В преддверии первого сентября замаячила проблема: что будет, если ученики массово принесут новомодные игрушки в школу? Не отвлечет ли это их от получения знаний?

«МК» пообщался с директорами и учителями столичных школ и выяснил: вероятность запрета спиннеров в учебных заведениях Москвы весьма высока.

Фото: vivalacloud.ru.

В какой-то мере учителям повезло: пик популярности спиннеров пришелся на летние каникулы. Модные игрушки продаются в палатках у каждой станции метро: блестящие, свистящие, на любой цвет и вкус. Так и хочется купить!

Учитель истории Ольга успела лишь немного столкнуться с новомодными игрушками. Зато ученики ее уже просветили: спиннер нужен всем, он же помогает переключать внимание!

— Это просто деградация, развод родителей на деньги, — говорит педагог. — И если он реально помогает снять внутреннее напряжение — то только не в школе. Потому что один будет крутить, чтобы расслабиться, а остальные 99% станут попугайничать.

Рецепт решения крутящейся проблемы (если таковая возникнет) в школе у Ольги уже имеется. Благо перед спиннерами дети успели наиграться и с телефонами, и с прочими гаджетами.

— Конечно, запрет мобильников в уставе школы не прописан, да и запрещать что-то ученику мы не имеем права, — продолжает Ольга. — Но вообще-то все зависит от учителя. Некоторые просто ставят перед входом в класс лоток, и все ученики, приходя на ту же математику, где нельзя отвлекаться, молча складывают в него телефоны, а уходя забирают.

— Что касается любых вещей, которые могут отвлекать от учебного процесса, будь то спиннеры, или иные игрушки, или мобильные телефоны, это все решается либо на совете школы (если эта проблема признается сколь-либо глобальной), либо в рамках каждого конкретного класса с родителями. Я не исключаю, что у моих коллег такая проблема может быть, — считает учитель математики одной из школ Юго-Западного округа Жанна.

Что интересно, ученики Жанны в прошлом учебном году увлеклись не спиннерами, а кубиком Рубика: «У них появилась такая мода — собирать его на скорость. В большинстве своем во время урока они сами убирали его в портфель».

— Спиннеры появились в конце учебного года, — говорит директор школы №1252 имени Сервантеса Ирина Анурова. — Пока неприятных случаев не было. А если пойдет волна... Поймите, запрещать мы по законодательству ничего не можем. Ребенок не прекрасная роза, которую можно накрыть стеклянным колпаком и от всего оградить. Хорошо, допустим, мы отобрали спиннер на одном уроке, так он пойдет крутить на другой. Детей нужно воспитывать.

— Я убежден, что никакие запретительные меры не нужны, — считает директор школы №2095 «Покровский квартал» Илья Новокрещенов. — Если урок поучительный, по-настоящему содержательный и интересный, ребенок не будет отвлекаться ни на спиннер, ни на соцсети. Если же урок скучный, то отвлечется ли ребенок на спиннер, или будет общаться в Одноклассниках — разницы никакой нет.

Такое же мнение имеет руководитель школы №1468 и председатель молодежной организации руководителей образовательных организаций Илья Бронштейн: «Если урок проходит в стандартной лекционной форме и интонация учителя не меняется, то это плохой учитель — и ребенок будет отвлекаться.

Кандидат психологических наук Алина Колесова рассказала «МК», что такие вертушки — просто замена смартфонам, которые дети также постоянно крутят в руках. А социопсихолог Роман Алехин отметил, что спиннер действительно может выполнять функцию «перезагрузки» для человека.

— Если ребенок весь в себе, то постоянное кручение игрушки может только способствовать дальнейшему прогрессированию замкнутости, ухудшению внимания, — отмечает психолог, кандидат психологических наук Диана Овсянова. — Но это крайний случай, до которого у нормальных развитых школьников вряд ли дойдет. Любая подобная игрушка имеет свои пики популярности, и спиннеры забудут быстрее, чем они успеют кого-то зомбировать.

Если же говорить о физическом вреде от них, то здесь уже претензии к китайским производителям или нерадивым родителям, которые не следят за детьми. В конце концов, выколоть себе глаз можно и обычной шариковой ручкой. Пока единственный обозримый вред школьникам от спиннера — ценные знания попросту пройдут мимо.

— Спиннер — это некая игрушка, которая отвлекает ребенка от учебного процесса, — рассуждает перинатальный психолог Елена Брежнева. — Ребенок должен выполнять определенные правила — он может приносить с собой спиннер, но на уроке его не использовать, то есть соблюдать определенные правила, характерные для учебного процесса. Учитель имеет право не позволить на своем уроке играть с чем бы то ни было, все-таки урок — это тоже соблюдение некоторых правил. Как вести себя родителям? Здесь нет универсального ответа. Каждый родитель со своим ребенком выстраивает свои отношения. И он должен изначально в понимание ребенка вкладывать то, что есть разные контексты поведения. Если мы садимся есть, то мы только едим, а не играем в настольные игры во время обеда. И в каждом контексте есть свой регламент правил поведения. И если ребенок их знает и семья живет по этим правилам, то никаких проблем, в том числе с игрой на уроке, не возникнет.

А как у них?

В некоторых школах американского штата Миннесота спиннеры уже запретили на официальном уровне. Руководство учебных заведений решило, что дети слишком много внимания уделяют игрушкам и хуже концентрируются на учебе. Однако просьбы убрать спиннеры в карман или рюкзак не работают: школьники все равно достают их и начинают проделывать всякие трюки.



Партнеры